https://t.me/MariaPchelinaЗапишитесь  на  консультацию в Мах /  WhatsApp  / Telegram:   +7 909 9977 092     |    Сообщества в ВК / Телеграмм / МАХ

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ

 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – одно из наиболее распространённых нарушений психического развития, которое обычно диагностируется в детстве, но часто сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. Для него характерны устойчивые проявления невнимательности, гиперактивности и импульсивности, которые мешают повседневной жизни и развитию ребенка. Эти нарушения выходят за рамки случайных отвлечений или вспышек энергии – они проявляются постоянно в самых разных ситуациях в школе, дома, на работе и во взаимоотношениях с другими людьми.

СДВГ считается хроническим заболеванием, которое может влиять на различные сферы жизни, включая школьную и студенческую успеваемость, профессиональные достижения, социальные отношения и личное эмоциональное благополучие.

Важно понимать, если ребенку или взрослому поставили диагноз СДВГ, то такие проявления как невозможность усидеть на одном месте, спокойно ждать своей очереди, гиперактивность, невнимательность, беспокойство, импульсивность – не являются результатом отсутствия силы воли или непонимания задач или инструкций, а являются следствием нарушенной работы нервной системы.

Симптомы и три основных типа синдром дефицита внимания и гиперактивности

 

Основные симптомы СДВГ делятся на три категории: невнимательность, гиперактивность и импульсивность. Эти симптомы проявляются по-разному у разных людей и часто меняются с возрастом.

В зависимости от характера проявления симптомов СДВГ подразделяется на три основных типа:

 

 

Преимущественно проявление невнимательности

Характеризуется трудностями с концентрацией внимания и самоорганизацией.

• Не уделяет должного внимания деталям или допускает ошибки по невнимательности при выполнении школьных или рабочих заданий.

• Испытывает трудности с поддержанием концентрации внимания на задачах или занятиях, например, во время лекций, бесед или длительного чтения.

• Кажется, что человек не слушает, когда к нему обращаются (т.е. находится в другом месте, мечтает или думает о чем-то другом).

• Не выполняет инструкции и не выполняет школьные задания, домашние обязанности или служебные обязанности (может приступить к выполнению заданий, но быстро теряет концентрацию).

• Имеет проблемы с организацией задач и работы (например, плохо управляет временем, выполняет работу беспорядочно, неорганизованно, не укладывается в сроки).

• Избегает или не любит задачи, требующие длительного умственного напряжения, такие как подготовка отчетов и заполнение форм.

• Часто теряет вещи, необходимые для выполнения задач или повседневной жизни, такие как школьные принадлежности, книги, ключи, кошелек, мобильный телефон и очки.

• Легко отвлекается.

• Забывает о повседневных задачах, таких как выполнение домашних дел и выполнение поручений. Подростки и взрослые могут забывать отвечать на телефонные звонки, оплачивать счета и приходить на встречи. 

Преимущественно гиперактивно-импульсивное проявление

Характеризуется чрезмерными движениями, суетливостью, чрезмерной энергией, неспособностью усидеть на месте, беспокойством, болтливостью, импульсивным поведением, таким как прерывание собеседника. Импульсивность проявляется в решениях или действиях, принимаемых без обдумывания последствий.  

 

• Щелкает или постукивает руками или ногами, ёрзает на сиденье.


• Не способен сидеть (в классе, на рабочем месте).


• Бегает или лезет туда, куда не следует.


• Не может спокойно играть или заниматься спокойным досугом.


• Всегда «в движении», как будто приводится в движение мотором.


• Слишком много говорит.


• Выпаливает ответ до того, как был задан вопрос (например, может заканчивать предложения за других, не может дождаться момента, когда можно будет высказаться в разговоре).


• Испытывает трудности с ожиданием своей очереди, например, стоя в очереди.


• Перебивает или вмешивается в чужую жизнь (например, вмешивается в разговоры, игры или занятия, или начинает пользоваться чужими вещами без разрешения). Подростки и взрослые могут перехватывать чужие дела. 

Комбинированное проявление

Сочетание симптомов невнимательности и гиперактивности-импульсивности, которые наблюдаются в различных ситуациях в течение не менее шести месяцев.

* * *


Важно отметить, что ряд состояний СДВГ может проявлять при некоторых заболеваниях, например, при черепно-мозговой травмt, заболевании щитовидной железы, а также при применение некоторых лекарственных препаратов.

СДВГ часто становятся сопутствующим расстройством при некоторыми других психических нарушения[, например при расстройствах настроения (депрессия), тревожных расстройствах, расстройствах пищевого поведения (РПП), посттравматических стрессовых расстройствах (ПТСР), расстройствах личности, употреблении психоактивных веществ.

Многие из сопутствующих расстройств усугубляют симптомы СДВГ и ухудшают не только психическое, но и физическое самочувствие. Так, двойной диагноз (СДВГ и другое психическое нарушение) увеличивает в разы проблемы со сном.  

Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Точные причины СДВГ до сих пор неизвестны, но исследования предполагают, что он, вероятно, является результатом сочетания генетических, неврологических и средовых факторов. СДВГ, как правило, имеет семейный характер, что указывает на сильную генетическую составляющую.

Исследования с помощью нейровизуализации показывают, что у детей с СДВГ часто наблюдаются структурные различия в таких областях мозга, как лобные доли и хвостатое ядро, которые отвечают за внимание и контроль импульсов. На развитие СДВГ может оказывать влияние пренатальных факторов, такие как низкая масса тела при рождении, воздействие алкоголя, табака или свинца во время беременности, а также высокий пренатальный стресс.

Хотя ни один ген или фактор не был идентифицирован как причина, эти результаты подчеркивают сложность происхождения расстройства. 

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей


СДВГ чаще всего диагностируется у детей старшего дошкольного и школьного возраста, когда такие симптомы, как трудности с усидчивостью, выполнением инструкций или поддержанием концентрации внимания, начинают мешать ребенку обучаться в классе.

Без соответствующего лечения и поддержки родителей такие дети могут не только отставать по учебе, у них также снижается самооценка и портятся отношения со сверстниками. В свою очередь, это может увеличивать риск психологических травм, социальных проблем и семейного стресса.

Таким детям может лучше подойти семейное или домашнее обучение и другие индивидуальные подходы в обучении и развитии.  

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у взрослых


Хотя СДВГ часто диагностируется в детстве, многие люди продолжают испытывать его симптомы и во взрослом возрасте. Диагноз СДВГ может быть поставлен и во взрослом возрасте. У взрослых он может проявляться в хронической дезорганизации, трудностях в управлении временем, беспокойстве, низкой саморегуляции и чрезмерной чувствительности к критике. Эти проблемы могут влиять на реализацию себя в профессии, создавать напряжение в отношениях и влиять на психическое и эмоциональное здоровье.

Некоторые взрослые могут не осознавать своего СДВГ, пока не обратятся за помощью в решении накопившихся проблем в личной или профессиональной жизни.

Понимание того, что у человека СДВГ и того, как он проявляется, может стать важным фактором в улучшении и управлении ситуаций в разных сферах жизни. 

Лечение синдром дефицита внимания и гиперактивности


Лечение детей с СДВГ

Лечение детей с СДВГ обычно включает в себя сочетание терапии и медикаментозного вмешательства.

Для детей рекомендуется подход, включающий поведенческие стратегии для родителей, такие как обучение родителей навыкам поведения с детьми с СДВГ (терапия взаимодействия родителей и детей — научно обоснованный метод лечения, предназначенный для помощи детям младшего возраста с СДВГ), а также и подключение к терапевтическому процессу детского учреждения, которое посещает ребенок.

Кроме того, таким детям может лучше подойти семейное или домашнее обучение и другие индивидуальные подходы в обучении и развитии.  

 

 

Лечение взрослых с СДВГ

Взрослых с СДВГ лечат медикаментозно или психотерапией, или их сочетанием.

В психотерапии СДВГ помогают когнитивно-поведенческие стратегии, такие как минимизация отвлекающих факторов, управление временем, повышение структурированности и организованности, а также поддержка со стороны ближайших родственников.

Важным критическим фактором для участия человека в лечении является понимание СДВГ как потенциально пожизненного состояния. 

Альтернативный или комплексный подход к лечению СДВГ


В течение многих лет основным методом лечения СДВГ по умолчанию считались медикаментозные препараты. Со временем к лекарственной терапии СДВГ добавились психотерапевтические подходы.

Сейчас многие люди беспокоятся о побочных эффектах, длительного применения лекарств, другие просто предпочитают более комплексный подход. Поэтому многие ищут альтернативы или дополнения к традиционному подходу – что для них было бы более здоровым, подконтрольным и стабильным. 

 

Наряду с медикаментозной и поведенческой терапией, набирают популярность такие дополнительные подходы, как йога-психотерапия и медитация, которые становятся эффективными способами помощи в управлении симптомами. Эти практики, объединяющие сознание и тело, теперь подкреплены растущим количеством исследований, демонстрирующих реальную, измеримую пользу как для детей, так и для взрослых с СДВГ.

 

Йога-психотерапия — это структурированное, целенаправленное использование практик йоги для поддержания психического, физического и эмоционального здоровья. Для людей с СДВГ эти практики предлагают инструменты, помогающие контролировать гиперактивность, невнимательность, эмоциональную регуляцию и реакцию на стресс.

Даже если симптомы СДВГ хорошо контролируется медикаментозно или с помощью дополнительных методов лечения, и клиент хочет работать над другими проблемами со здоровьем, такими как тревожность, или способность сосредотачиваться и обучаться. 

 

 

Йога-психотерапия для детей

Йогатерапия особенно перспективна в качестве дополнительной терапии для детей с СДВГ, которые часто испытывают трудности с концентрацией внимания, импульсивны и подвержены перевозбуждению. Физическая сторона йоги может обеспечить структурированный выход избыточной энергии, а дыхательные и медитативные практики предлагают инструменты для успокоения ума и улучшения контроля над эмоциями.

Помимо помощи детям в саморегуляции, йогатерапия может проводиться всей семьёй, улучшая не только симптомы у ребёнка, но и отношения между родителями. Занимаясь с ребёнком, родители могут тоже снимать свой стресс и одновременно активно поддерживать развитие ребёнка. Это укрепляет эмоциональные связи и снижает общую напряжённость в семье. 

 

* * *


Исследования показывают, что дети и взрослые получают пользу от йогатерапии независимо от того, проходят ли они параллельно психотерапию и принимают ли лекарства. В некоторых случаях занятия йога-психотерапией позволяют снизить дозировку или восполнить пробелы в лечении, когда другие методы недоступны или неэффективны.