Аюрведа   /   Йога          

ЙОГА

 

Йога – это философия, наука и искусство самосовершенствования и просветления. Практикуя Йогу мы воздействуем на все уровни нашего существа – физический, ментальный и духовный. Йога – это реальный практический метод и путь, позволяющий наполнить жизнь одухотворенностью и глубоким смыслом.

 

Йога приводит к гармонии каждую часть, и каждую клеточку нашего существа, делая их созвучными Чистому Сознанию Универсума. Благодаря ей мы можем увидеть и прочувствовать и то, что окружает, и то, что скрыто внутри нас, постигая глубокий смысл мироздания.

Искусство Йоги поднимает нас над суетой, над горем и радостью, болью и наслаждением, дает возможность жить полной жизнью, дышать полной грудью в прямом и переносном смысле. Практика асан (йогических поз) делает организм энергичным и активным в любом возрасте. Медитационные упражнения трансформируют ум, приводя его к ясности и гармонии. Практики ямы и ниямы очищают душу, делая нас счастливее.

Йога – это искусство изучения работы сознания, усмирение колебаний сознания, обуздание сознания. Задача Йоги – словно в зеркале отразить мысли и действия практикующего, который наблюдая за этим отражением, учится корректировать себя. Этот процесс подводит к наблюдению своего внутреннего "Я". Конечная цель йоги – проведение человека через оболочки его собственного существа, благодаря чему осознание пронизывает ум, разум, эго, сознание, индивидуальное "я" и наконец, души (см. Философия Санкхьи). Это высшая форма жизни и деятельности человека, это школа, направленная на его Высшую самореализацию.

Йога уходит корнями в древнейшую традицию, которая упоминается еще в Махабхарате, и берет свое начало в ведической мантре «ОМ». Она представляется многими направлениями, такими как Джняна-Йога – обретение мудрости и просветления через Познавание, Бхакти-Йога – реализация через преданное служение Богу, Карма-Йога – путь действия в согласии с долгом каждого человека, Раджа-Йога – просветление посредством контроля ума, медитации, Хатха-Йога – путь реализации с помощью психофизических техник и другие.

Философия Йоги, как и философия Аюрведы, тесно связана с философией Санкхьи. Между Йогой и Аюрведой с самых далеких времен существует глубокая связь. Эти две науки являются частью Высшего Ведического знания. А Йога также является одной из шести традиционных философских школ Древней Индии, основоположником которой является Хираньягарбха, а мудрец Патанджали, впоследствии, систематизировал и изложил принципы Йоги в тексте «Йога-сутры».

Патанджали считается возвышенной душой, которая осознанно пришла в этот мир, чтобы помочь людям. В Йога-сутрах он описывает способы преодоления болезней тела  и прекращение колебаний ума, которые являются препятствиями на пути духовного становления. Постичь смысл сутр и воплотить их в жизнь – значит стать высококультурным человеком, превратиться в исключительную и достойную личность. Несмотря на то, что происхождение Сутр насчитывает более двух или более тысячелетий, слова Патанджали ясны, свежи и притягательны и сегодня. Однако, для того, чтобы достичь совершенства в этой науке требуется не одна человеческая жизнь.

ЙОГИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Йога имеет восемь дисциплин, которые также называют восьмеричным путем Йоги. До некоторой степени их можно изучать, постигать и практиковать последовательно, но в целом они переплетаются между собой и в совокупности составляют единую цельную структуру йоги. В определенном смысле, эти дисциплины представляют собой стадии очищения сознания – от самого простого до самого высокого уровня.

 

Эти дисциплины следующие: Яма (ограничение), Нияма (практика или соблюдение), Асана (поза), Пранаяма (контроль энергии посредством управления дыханием), Пратьяхара ("отвлечение" чувств), Дхарана (концентрация), Дхьяна (медитация) и Самадхи (полная погруженность).

​Первые три дисциплины – Яма, Нияма и Асана – призваны воспитать в человеке определенные качества ума, без которых во многом невозможно достичь не только высокого уровня самосовершенствования, но и называться культурным, взрослым и трезвомыслящим человеком.

ЯМА

(ограничения, нравственные предписания)

​Яма основывается на пяти незыблемых предписаниях: Ахимса (ненасилие, непричинение вреда), Сатья (искренность, правдивость), Астейя (неворовство, неприсвоение чужого), Брахмачарья (воздержание), Апариграха (отсутствие алчности, корыстолюбия) – это есть пять столпов Ямы.

Соблюдение Ахимсы предполагает не просто непричинение вреда, а нежелание наносить вред на всех уровнях человеческого существования – на уровне мыслей, слов и действий. В том числе, речь идет о непричинении вреда самому себе.

 

Сатья сначала призывает, а позже – обязывает нас быть искренними, правдивыми и честными – тоже на всех уровнях – на уровне мыслей, слов и чувств. То есть необходимо добиваться, чтобы мы не обманывали, в числе прочего, самого главного человека в нашей жизни – самого себя.

 

Астейя – подразумевает неворовство и неприсвоение чужого богатства и имущества – на уровне мыслей, на уровне слов, и, разумеется, на уровне поступков. И это касается так сказать «материально нематериального» имущества, например, интеллектуальная собственность, творчество и т.п.

 

Брахмачарья – это не просто воздержание, это красивое подзабытое слово – целомудрие, то есть определенного рода скромность на уровне мыслей, чувств и поведения.

 

Апариграха – отсутствие алчности  корыстолюбия, непринятие даров и обладание лишь самым необходимым.

 

Патанджали в труде по Йоге говорит: «Ямы суть могущественные универсальные обеты, не зависящие ни от времени, ни от места, ни от происхождения», –  «Йога-сутры», II.31.

 

 

Ямы – это правила, на которых зиждется общество и его порядок. Эти обеты должны неуклонно соблюдаться каждым, независимо от происхождения, вероисповедания, мировоззрения, национальности, социального статуса и других обстоятельств.

 

Сложно говорить о соблюдении этих жизненных принципах в современном мире. Многие из них кажутся невыполнимыми, невозможными для сегодняшних взаимоотношений. Тем более, что бесполезно пытаться подходить к ним формально (ведь принцип искренности предостерегает от лжи самому себе в том числе). Но мы должны делать все возможное от нас, чтобы разобраться в себе, понять, где правда, а где ложь, где истинные ценности, а где обман. И, чем глубже мы будем понимать это, тем проще будет следовать и этим ценностям, без особых усилий, без насилия над собой.

 

Когда мы следуем предписаниям Ямы, наши помыслы, слова и поступки свободны от зла, чисты, искренни, правдивы. Природа, не заставляет себя ждать – на каждое положение Ямы следует соответствующий отклик:

- соблюдая принципы Ахимсы, все окружающие существа утрачивают свою враждебность;

- соблюдение Сатьи дает претворение в действие всего, что произнесено вслух;

- соблюдение Астейи позволяет получить в дар любое сокровище;

- соблюдение Брахмачари дает возможность наслаждаться внутренней жизненной силой, энергией и духовным знанием, которые текут в человеке, словно реки;

- соблюдающий Апариграху постигает свои прошлые и грядущие жизни.

 

Почему так важно соблюдать принципы Ямы для практики? Суть в том, что только такое состояние ума способно сохранять равновесие, баланс. С другой стороны, только будучи в балансе, ум любого человека, без исключения, в состоянии думать правильно, видеть картину мира ясно, без иллюзий и искажений, принимать верные решения. И самое главное – только будучи в спокойном, чистом от возбуждающих эмоций состоянии, ум может продвинуться в искусстве сосредоточения и медитации. Яма – это первая ступень, призванная сделать первый шаг к очищению сознания.

 

 

НИЯМА 

практика или соблюдение твердо установленных правил

Если Яма представляет общие правила жизни, касающихся всех разумных людей, без исключения, то Нияма – это следующая ступенька лестницы – она относится к личной сфере человека и представляет индивидуальные правила, более глубокие, более чистые, более высокой ответственности, правила, касающиеся духовной сферы человека. Именно Ниямы формируют характер человека.

 

К Ниямам относятся: Шауча (опрятность, чистота), Сантоша (удовлетворенность), Тапас (Религиозный пыл), Свадхьяйя (самоизучение) и Ишвара Пранидхана (капитуляция перед Богом).

 

Эти пять правил связывают с пятью оболочками человека и пятью элементами природы:

 

Земля – Шауча – чистота – анатомическая оболочка

Вода – Сантоша – удовлетворенность – физиологическая оболочка

Огонь – Тапас – самозабвенная практика, религиозное рвение (активная эмоциональная вовлеченность) – психологическая оболочка

Воздух – Свадхьяйя – изучение себя – интеллектуальная оболочка

Эфир – Ишвара Пранидхана – сдача себя на милость Высшего «Я» – духовная оболочка

 

 

Шауча (чистота)

 

Шауча может быть внешней и внутренней. Внешняя сторона Шаучи – это ежедневные омовения, душ, чистота тела, чистота пищи. Следующие два положения Йоги (Асана и Пранаяма) многие йогины называют внутренней стороной Шаучи, так как они очищают человека изнутри – поддерживают в чистоте внутренние органы и все системы тела.

 

Обе стороны ведут к более глубокому очищению – на уровне мыслей, слов и поступков. Современному человеку это может показаться абсурдным (так как мы привыкли доверять лишь вербальному воздействию на наше разум). Тем не менее, даже недолгая практика Шаучи убеждает, что это факт.

 

 

Сантоша (удовлетворенность)

 

Сантоша рождает радость и благожелательность, воспитывает дружелюбие и сострадание. Она способствует еще большему очищению тела и ума, и ведет к устойчивому спокойствию и безразличию (ровному и равному отношению к хорошему и плохому, бедности и богатству).

 

 

Тапас (самозабвенная практика, религиозный пыл)

 

Тапас – это горящее усилие, которое предполагает очищение практики от всего лишнего и наносного. По сути Сантоша – это самодисциплина, но ни в коем случае не насильственная над самим собой. Это дисциплина действий, продиктованная личностными задачами и желаниями, дисциплина, которая дарит удовлетворение и радость от ее соблюдения. Это может касаться времени практики, ее частоты, количество. Все это складывается постепенно, естественным путем, продиктованным желанием продвижения в своей реализации, но взвешенно, без суеты, без торопливости. В этом помогает постоянное возвращение и анализ своих действий в соответствии со всеми принципами Ямы и Ниямы.

 

Это также постепенное вливание в практику и дисциплину действий всех сфер своей жизни – работа, общение, взаимоотношения в семье и другие. В результате грамотной практики Тапаса происходит очищение тела, чувств и ума на очень хорошем, устойчивом уровне.

 

В результате следования этическим принципам Ямы и Ниямы сознание преображается и начинает излучать свет абсолютной чистоты. Йога таким образом утверждает дисциплину как религию, а недисциплину – как нерелигию. Иначе говоря, с точки зрения Йоги, религия – это дисциплина определенных действий, которые предназначены для увеличения осознанности человека и его поступательного продвижения к своей настоящей сущности, это метод достижения Самореализации – Религия Развития.

 

 

Свадхьяйя (изучение священных текстов, исследование самого себя)

 

Традиционно Свадхьяйю толковали как изучение священных текстов и пение мантр, в процессе чего практикующий адепт постепенно постигает избранное божество-хранителя, которое в числе прочего исполняет любое его желание.

 

Санскрит считается языком Бога. То есть каждая его черта, или слог – являют собой божественный символ или звук. Таким образом изучая сутры древних мудрецов, многие из которых фактически несут божественные откровения, и пропевая мантры – по-сути являющиеся звуковыми вибрациями Бога, происходит трансформация сознания (на физическом уровне это выглядит как преобразование клеток и связей мозга). Это постепенно приводит к новому восприятию и пониманию мира, смысла жизни и самого себя.

 

Поэтому в первую очередь Свадхьяйя – это изучение, исследование и раскрытие знания о своей собственной сути. Для чего, собственно, йогины изучают священные тексты, в которых, с одной стороны, раскрываются новое видение и смыслы существования.

 

С другой стороны, практикующий может (и должен) постоянно сверяться с древними текстами, проверяя таким образом, в верном ли направлении он движется в своем развитии. Эти своеобразные «путеводители» на дороге к Самореализации подсказывают, в действительности ли мы продвигаемся, или обманываем себя, занимаясь чем-то другим, что случается совсем не редко и на любом уровне практики. Об этом предупреждают множество сутр, писаний и притч. Подвергая свои мысли и действия постоянным проверкам, сверяя их с подсказками мудрых, мы в числе прочего уменьшаем вероятность неблагих поступков, а значит, сохраняем баланс и незамутненное сознание для дальнейшего углубления в практике.

 

Подобное самоизучение приводит к самореализации Истинного Я, рождает гармонию тела, ума и души, дарует ощущение своей высшей души. И в результате, мы приходим к пониманию своей внутренней бессмертной сущности.

 

 

Ишвара Пранидхана (сдача себя на милость Бога)

 

Йога-Сутры Патанджали утверждают, что только капитуляция перед Божественным сознанием может дать совершенство самадхи. Только превращением Истинного Я в цель сосредоточения можно достичь погружения в сверхсознание – самадхи. Смирение перед Божественным освобождает от связей с миром, от желаний и чувств, приводит к отрешенности, что и позволяет погрузиться в глубокую медитацию.

 

 

* * *

 

Безусловно, все положения Ниямы переплетены и интегрированы друг в друга, равно, как и положения Ямы и Ниямы. Соблюдая одно из них, при внимательном наблюдении за собой, мы видим, как это побуждает нас следовать следующему. Чистота ведет к удовлетворенности, удовлетворенность – к желанию практиковать и исследовать себя.  Или, ненасилие Ямы рождает чистоту мыслей и поступков Ниямы, правдивость приводит к удовлетворенности, а отказ от желания чужого пробуждает преданность практике, целомудрие способствует исследованию себя, а отказ от обладания ненужными вещами – капитуляцию перед Высшей Силой. Этот механизм действует и в обратную сторону: чистота ведет к ненасилию, удовлетворенность – к правдивости и т.д.

 

Яма и Нияма – это не просто веками сложившиеся нормы социального поведения. Нет. Это тщательно продуманные правила жизни и поведения, которые необходимы для обретения духовного равновесия, эмоциональной стабильности и невозмутимости, которые бы человек не утрачивал ни при каких обстоятельствах. Еще раз хочется подчеркнуть: без глубокой внутренней проработки этих двух этических дисциплин, невозможно серьезное продвижение на пути самосовершенствования и дальнейшего просветления. Именно Яма и Нияма позволяют достичь вершин, и никак иначе.

 

Рано или поздно нечистые мысли, неверное использование слов, неправильные поступки выводят из равновесия элементы в организме человека. Этот дисбаланс порождает еще большее проявление разрушающих вещей: гнев, алчность, вожделение, агрессию. Даже в пассивном состоянии на уровне мыслей, или уступая, и не противодействуя им, человек разрушает себя изнутри.

 

Йога Патанджали объясняет, что есть два пути работы с такими эмоциями – путем самоанализа, либо пробуждая их противоположности: баланс, спокойствие, умиротворение. Причем первый вариант, более предпочтительный, так как во втором скрывается «ловушка» двойственности, лицемерия, замаскированного агрессивных мыслей под мнимую гармонию. Чтобы ускорить прогресс, Йога Патанджали предлагает применять оба метода одновременно. 

 

Так как следование Ниямам это более глубокое погружение и исследование себя, выдвигающее большие требования, большую ответственность перед самим собой, прежде, стоит честно дать отчет тому, на какой стадии мыслей и поступков мы находимся, соответствует ли наше обычное ежедневное поведение этим нормам, в какой мере. Если нет, то практика должна заключаться в постепенном избавлении от тех недостатков, которые разрушают нас и подрывают практику. Один из недостатков – это спешка, торопливость, присущая сегодняшнему Пространству. Развитие – это не игра наперегонки с кем-либо или даже с самим собой. Развитие – это процесс, который должен каждый день приносить радость.

АСАНА

поза, положение тела

​Асана приводит ум в равновесие.

 

Через работу с телом зарождается способность проникать в свой разум.

Благодаря асане мы учимся постигать тело и отличать движение от действия: движение возбуждает ум, в то время как действие поглощает его.

 

ПРАНАЯМА

контроль энергии через управление дыханием

ПРАТЬЯХАРА

отвлечение чувств, или обращение чувств внутрь к своему источнику

​Пранаяма и Пратьяхара помогают исследовать свои скрытые грани и возможности, позволяют проникнуть в ядро собственного существа.

 

 

 

Последние три дисциплины Йоги – Дхарана, Дхьяна, Самадхи – фактически, это сущность Йоги. Их возможно развивать только на этапе полного овладения первыми пятью дисциплинами.

 

 

ДХАРАНА

концентрация

 

 

ДХЬЯНА 

медитация

 

САМАДХИ

полная погруженность сознания