ФИЛОСОФИЯ САНКХЬИ

Для того, чтобы лучше понимать, как работают принципы Аюрведы, стоит познакомиться с философией Санкхьи, на которой базируется все Аюрведическое знание.

 

Санкхья (или Самкхья) – одна из старейших традиционных систем индийской философии. Она основана Мудрецом Капилой, и относительно просто и изысканно объясняет принципы и компоненты Творения и всего Существования – от физического, материального уровня до уровня наивысшего Сознания. «Сан» означает «истина», а «кхья» – «знать», то есть перед нами философия для понимания истинного знания.

 

В нашем привычном, западном образе существования, мы лишь изредка задаемся вопросами о своем происхождении, рождении мира, о душе и духовности. В то время как на Востоке, в Индийской культуре в частности, считается крайне важным для проживания счастливой и здоровой жизни знать такие вещи хотя бы на самом простейшем уровне. Более того, Аюрведа утверждает, что, только пытаясь познавать и разбираться в этих вещах, можно сохранять истинное здоровье, ясное сознание и жить счастливой жизнью.  

 

Теория эволюции Санкхьи основана на 24 космических принципах (таттвах), которые объясняют все процессы во Вселенной – как проявленных физически, так и непроявленных.

 

24 принципа Творения

 

Пуруша

 

Пуруша – это Чистая Истина, или Чистое Сознание, Высший Разум, Свидетель Творения. Он является базой, или основой для всего Творения, для 24 принципов творения. При этом сам Пуруша превосходит все эти принципы, он находится за пределами пространства, вне времени, вне обстоятельств, не имеет ни качеств, ни форм, ни начала, ни окончания.

 

Внутри любого живого существа, а значит, внутри каждого из нас, находится наше высшее «я» (Атман), это наш безмолвный наблюдатель, наш свидетель.

 

Цель жизни каждого человека, и в этом нам помогает в числе прочего Аюрведа, соединить наше тело и ум (не сознание!) с Пурушей – с Чистой Истиной, Истинным источником счастья и благополучия.

 

Пуруша пребывает в постоянном познании и осознании себя – посредством Пракрити (Природы) – творческой потенции, силы, которая стоит за всем во Вселенной.

 

1. ПРАКРИТИ

 

Пракрити – первый принцип Творения. Изначальная воля, материя и энергия, творческий потенциал и сила Вселенной.

2. МАХАТ и БУДДХИ

 

Махат – Универсальный разум, или Разум Универсума. В нем заключены все великие законы и принципы, управляющие Жизнью.

В индивидуальном существе принцип Махата представлен Буддхи – это наш индивидуальный разум, наша внутренняя мудрость, которая помогает нам отличать правильное от неправильного, истинное от ложного, вечное от преходящего.

3. АХАМКАРА (Эго)

 

Ахамкара – Эго, это чувство «я есть». Ахамкара, или Эго, никогда не является чем-то конкретно определенным и реальным, и уж точно это не представляет собой отдельную личность (или даже часть личности). Ахамкара представляет собой, скорее, процесс – постоянно сменяющие друг друга серии мысле-образов. Это уникальная идея, которая создает нам иллюзию отделенности от Чистого Сознания (Пуруши). Это способствует возникновению и культивированию чувства одиночества, а следом за ним – чувство привязанности, которое является основной причиной страдания в мире.

4. МАНАС

 

Манас – Ум. Манна – это формулирующий принцип эмоций, ощущений и воображения. Это инструмент, первоочередная задача которого соединять, или увязывать и организовывать, между собой впечатления, получаемые от органов чувств, с передачей команд соответствующим органам действия (о них ниже).

Манас возникает из саттвических и раджастических качеств Ахамкары (см. Гуны). Он обладает Саттвой (энергией озарения), которая действует посредством органов чувств, а также Раджасом (энергией действия), которая действует посредством органов движения/действия.

 

Описанные выше четыре универсальных принципа – Пракрити (Природа), Махат (и Буддхи) (Универсальный Разум), Ахамкара (Эго) и Манас (Ум) – составляют субъективный аспект Творения. Каждое живое существо обладает индивидуальной природой, индивидуальным интеллектом (разумом), индивидуальным эго и отличительными от других умом (восприятием ощущений, переживаниями и воображением).

5-9.   ПЯТЬ ВЕЛИКИХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИРОДЫ

 

Пять Элементов Природы составляют разные виды энергии, и являются основой всей материи.

 

5.     Эфир – представляет собой энергию пространства

6.     Воздух – олицетворяет энергию движения

7.     Огонь – олицетворение лучистой энергии

8.     Вода – проявление энергии текучести и связи

9.     Земля – энергия формообразования

 

 

10-14.   ПЯТЬ ОРГАНОВ ЧУВСТВ

 

Каждый орган чувств соответствует одному из Великих Элементов

 

10. Уши – восприятие звука – Эфир

11. Кожа – восприятие прикосновений – Воздух

12. Глаза – восприятие формы и цвета – Огонь

13. Язык – восприятие вкуса – Вода

14. Нос – восприятие запахов – Земля

 

 

15-19.   ПЯТЬ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕЙСТВИЯ, ИЛИ ПЯТЬ ОРГАНОВ ДЕЙСТВИЯ

 

Пять органов действия также как и органы восприятия связаны и соответствуют одному из Великих Элементов.

 

15. Рот – возможность речи – Эфир

16. Руки – возможность брать, захватывать – Воздух

17. Ноги – возможность перемещения – Огонь

18. Гениталии, репродуктивные органы – возможность деторождения – Вода

19. Органы выделения – возможность выделения – Земля 

 

 

19-20.   ПЯТЬ ОБЪЕКТОВ ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ

 

Это пять чувств, которые позволяют нам соединять пять органов чувств с объектами чувств. Они представляют собой тонкие формы пяти Элементов: эфира, воздуха, огня, воды, земли.

 

20. Звук – Эфир

21. Тактильность – Воздух

22. Зрение – Огонь

23. Вкус – Вода

24. Обоняние – Земля