Аюрведа   /   Гуны          

ТРИ ГУНЫ ПРИРОДЫ

Великая Природа Вселенной (Пракрити) обеспечивает этому миру постоянный материальный рост и расширение, поддерживает постоянный духовный рост и сподвигает на развитие. Природа обладает энергиями различных качеств. Одни из них помогают развиваться – продвигаться вглубь, расширять сознание, приобретать мудрость, другие, наоборот, ограничивают наше восприятие, сужают сознание, затягивают в невежество. Все это происходит посредством определенных тонких сил, которые мы отучились воспринимать. Но если понять эти силы и научиться взаимодействовать с ними, мы исцелим свой разум, проникнем в таинство Творения.

Для понимания сил Природы аюрведа предлагает специальную терминологию и показывает, как работать с этими силами на всех уровнях. Согласно философии Санкхьи и Аюрведе, вся Природа рождается из трех изначальных качеств. На санскрите они называются гунами (что буквально означает: "то, что связывает", так как эти силы оплетают нас путами внешнего мира – до тех пор, пока мы не обретем правильного их понимания ): Саттва, Раджас и Тамас.

Гуны являются самыми тонкими проявлениями Природы. В результате их деятельности, возникают все остальные вещества: элементы, доши и другие. Все до единого объекты мира являются различными комбинациями этих трех гун, трех качеств Природы. Все процессы, эмоции, мысле-формы – также являются следствием действий этих качеств. Благодаря гунам функционирует наш поверхностный ум и глубинное сознание, проявляются желания и хранятся кармы, ведущие нас от рождения к рождению. Гуны представляют собой более глубокий уровень, чем биологическое и физиологическое начало и помогают понять психические и духовные качества всех явлений природы - вещей, мыслей слов, эмоций, поступков, людей, состояний. 

САТТВА – олицетворяет чистую сущность света, разума, баланса и гармонии. Она представляет качество интеллекта, правильного действия, нравственности, добродетели и развития души. Она создает гармонию, равновесие и стабильность. Саттва – легкая и светящаяся по своей природе, ей присуще движение вверх и вглубь, она способствует пробуждению души. Саттва обеспечивает продолжительное счастье и удовлетворенность. Это принцип ясности, широты и покоя, сила любви, которая объединяет все сущее. Пребывая в состоянии Саттвы, приходит ясность и покой, благодаря чему мы постигаем истину.

 

РАДЖАС – олицетворяет принцип движения, страсти, мотивации и трансформации. Это качество перемен, активности и беспокойства. Раджас вызывает неустойчивость, которая нарушает баланс. Он целеустремленен и всегда стремиться к какому-либо достижению. Раджас проявляет силу воображения, которое проецирует мир и связывает нас со множеством внешних вещей. Он движется вовне, становится причиной действий, направленных на поиски своего "я", которые ведут к дроблению и отделению. Хотя сначала Раджас стимулирует и приносит удовольствие, со временем он приводит к боли и страданию. Это сила страсти, вызывающая несчастья и противоречия. 

 

ТАМАС – принцип инертности, вялости, тьмы, невежества, пассивности. Сила невежества скрывает от нас нашу истинную природу. Он тяжелый, его действие затуманивает сознание и создает препятствия. Он проявляется как сила гравитации, которая препятствует движению и удерживает вещи в определенных ограниченных формах. ему присуще движение вниз, вызывающее разложение и распад. Тамас отягощает ум невежеством и заблуждениями, вызывает бесчувственность, сон и утрату самоосознания. Это принцип материальности и бессознательности. 

Три гуны Природы действуют посредством Эго (Ахамкара) на 5 чувств Природы, или объектов восприятия (Танматры) – звук, прикосновение, зрение, вкус, обоняние; и создают:

Пять Великих Элементов Природы – Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля.

Пять органов чувств – уши, кожа, глаза, язык, нос.

Пять органов действия – рот, руки, ноги, гениталии, органы выделения.

 

Из трех гун также происходит ум (Манас) – способность познавания и действия.

 

Из гунн также появляются и Доши: Вата, Питта и Капха – три разных биологических типа человеческой конституции.

Гуны и ум

 

В целом ум является областью Саттва-гуны. Качество Саттвы отражается в уме как ясность восприятия и душевное спокойствие. Если ум не является спокойным и ясным, невозможно воспринимать что-либо правильно. Саттва создает ясность и свет, благодаря которым познается истина. Она также дает концентрацию и преданность. 

 

Тем не менее, в уме так или иначе представлены все три гуны. Правда, Раджас и Тамас представляют собой факторы дисгармонии, которые вызывают беспокойство и заблуждения. Они нарушают работу воображения и искажают восприятие.

Раджас дает неверное представление о внешнем мире, как реальном в самом себе. Это заставляет искать счастье вовне. Так рождаются желания, волнения и эмоциональные расстройства. 

Тамас порождает невежество, которое ослабляет восприятие и скрывает истинную природу вещей. Из-за Тамаса возникает идея "эго", или отделенного "я", это заставляет чувствовать себя изолированным и одиноким. Тамас преобладает в сознании, которое идентифицирует себя с физическим телом. Такое сознание является инертным и ограниченным. 

Саттва дает равновесие Раджаса и Тамаса. В ней соединяются энергия Раджаса и стабильность Тамаса. Когда три гуны в уме находятся в равновесии, это дает истинное восприятие мира. Повышая Саттву, мы достигаем гармонию, покой и удовлетворение. Правильное состояние Раджаса и Тамаса при этом – это пребывание в стороне от истинной природы человека, не смешиваясь с ней. 

 

Если три гуны не находятся в состоянии равновесия, они вызывают процесс космической эволюции, входе которого душа развивается, проходя через различные царства Природы, переживая в разных телах рождение и смерть, счастье и печаль. Движение трех гун – движение Творения.

Так как при потере равновесия гун, восприятие блокируется или искажается, это, рано или поздно, вызывает болезни и на психическом, и на физическом уровне, так как воздействие гунн связано со всем телом посредством дош, нервной системы и тонкой энергии.

Исцеление Саттвой

Саттва, как состояние равновесия, отвечает за истинное целительство и здоровье. Здоровье в целом поддерживается саттвическим образом жизни – жизнью в гармонии с Природой и нашим внутренним Я, культивацией чистоты, ясности мышления и покоя.

Преобладание саттвы в характере человека – залог здоровья, творческого потенциала и духовности. Саттвичным людям свойственен духовный настрой и незначительное количество психологических и социальных проблем.

В тоже время тамастичные люди, как правило, страдают серьезными психологическими расстройствами, но редко понимают и принимают это, и еще реже пытаются изменить. Поэтому, вероятнее всего, они никогда не прочтут этих строк. 

Раджастичные люди довольно часто страдают от психологических забот, и особенно от проблем, связанных с другими людьми.

Те, кто сумеет изменить в себе некоторые качества характера и сферы жизни от тамаса к раджасу, затем от раджаса к саттве, сможет достичь душевного равновесия и ускорить свой духовный рост. 

Конечно, высокосаттвичный характер во все времена является редкостью, его можно встретить лишь у великих святых и мудрецов. Но мы можем предпринимать шаги, которые вполне нам по силам, которые мы обязаны предпринимать для того, чтобы реализовать свое настоящее предназначение. Изменения, к которым мы придем в конечном итоге, превзойдут все наши ожидания. 

 

Аюрведа обращается к гунам для определения психической природы человека. Это важно для того, чтобы учитывать психологические факторы заболевания и психические особенности каждого для более грамотного выбора лекарственных средств и их назначения. С этой целью Аюрведа предлагает разные виды лечения, также связанные с гунами. Это важно для того, чтобы они действительно приносили пользу и не вызывали побочных эффектов. Таким образом мы имеем три вида терапии: саттвичная, раджастичная, тамастичная.

Саттвичная терапия работает посредством саттвических качеств – любви, ненасилия, покоя. В ней используется сила Природы, жизненная сила человека и сила космического сознания. Для этого применяются лекарственные травы, вегетарианская диета, мантры, медитации. 

Раджастичная терапия работает посредством раджастических качеств – стимуляция, наделение энергией и возбуждение. Иногда в процессе лечения может быть необходимым применить Раджас, так как он может лучше преодолеть тамастичные состояния болезни.

Тамастичная терапия работает посредством тамастических качеств – успокоение, сон, "заземление". Тамас редко применяется для лечения, за исключением моментов, когда требуется успокоить слишком сильный Раджас.

В целом Аюрведические методы терапии в основном саттвичны. Раджастичные и тамастичные методы применяются в ней только при особых обстоятельствах.

Цель аюрведической терапии заключается в том, чтобы способствовать продвижению сознания от тамаса, через раджас к саттве. Продвижению от невежественной жизни, ориентированной на материальность, через экспрессивный, творческий образ жизни, в конце концов, к просветленному существованию.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ КОНСТИТУЦИИ

Соотношение гун в природе человека определяет его психическое и духовное состояние. На основе этого мы можем определить степень предрасположенности к тем или иным психологическим проблемам. 

Приведенный ниже тест позволяет определить соотношение гун в характере человека и понять, как это влияет на его характер, поступки и здоровье.

Постарайтесь отвечать на вопросы внимательно и честно. После того как вы ответите на все вопросы, рекомендуется попросить кого-то из близких людей, кто хорошо вас знает, например, супруга или друга, ответить на эти вопросы для вас. Обратите внимание на разницу между тем, как вы видите себя вы сами, и тем, как воспринимают вас другие.

 

 

 
 
 
 

Саттвичный характер

Саттвичные люди обладают гармоничным характером и высокой приспособляемостью к различным условиям среды и жизненным ситуациям. Это, в свою очередь, помогает им сохранять здоровье и психологическое спокойствие. Так как им свойственно спокойное и сбалансированное состояние ума, они стремятся постоянно его поддерживать, и стараются восстанавливать равновесие при малейшем отклонении. Благодаря ясности ума, внутреннему удовлетворению и сохранению спокойствия у них фактически на корню отсекаются психологические корни болезней.

 

Саттвичные люди внимательны и сострадательны к окружающим людям, не выделяют их, относятся ко всем ровно, не осуждают, по возможности, помогают.

 

Чтобы не происходило, они смотрят на жизнь как на опыт, который чему-то обучает. Даже в болезни видят положительные стороны, пытаясь понять организм и причины заболевания, а не пытаясь их подавить.

Раджастичный характер

 

​Раджастичные люди энергичны, но сжигают себя чрезмерной активностью. Обычно их ум пребывает в возбужденном состоянии, беспрестанно решая вопросы и задачки, прокручивая ситуации и так и эдак. Им редко удается побыть в покое.

 

У таких людей твердые убеждения, которые они с готовностью заявляют и отстаивают. Как правило они стремятся достичь власти над другими людьми, нередко не гнушаются никакими средствами. В решении проблем им часто не хватает терпения, кропотливости, поступательности и постоянства. Они не желают ни тратить времени, ни брать на себя ответственность за то, чтобы привести все в порядок. В своих трудностях они часто обвиняют других.

 

Люди с раджастичным характером способны достигать своих целей, и в основном сами контролируют свою жизнь. Однако они не осознают своих духовных задач. В своей неустанной погоне за счастьем и благополучием, они остаются во власти собственных желаний и эго. Если они теряют контроль над ситуацией, они сильно переживают и даже страдают от этого, часто обманывая не только других, но и себя, что «все под контролем». Даже достигнув своих целей, они обнаруживают, что этого мало, что они так   не обрели счастья.

Тамастический характер

 

Тамастический характер ума говорит о том, что у людей присутствуют глубокие психологические блоки и комплексы. Энергия и эмоции таких людей в основном подавлены и склонны к застою. Такие люди не понимают, и в общем-то не хотят понимать, в чем заключаются их проблемы. Они не стремятся ни к правильному лечению болезни, ни к поддержанию здоровья в целом. Нередко у них «хромает» гигиена, они плохо заботятся о себе и своем окружающем пространстве.

 

Обстоятельства своей жизни они воспринимают как нечто фатально предопределенное. Они не используют методы, которые могли бы хотя бы частично решить их проблемы. Они позволяют другим людям и негативным влияниям доминировать над собой. Они не любят брать ответственность на себя за происходящее с ними и свою жизнь. Они предпочитают скрывать свои трудности от других, и сами не пытаются справиться с ними, что только усугубляет проблемы.