Аюрведа   /   Гуны          

ТРИ ГУНЫ ПРИРОДЫ

Вся Изначальная Природа Вселенной (Пракрити) обладает тремя универсальными качествами, тремя главными свойствами – Гуннами (буквальный перевод с санскрита: то, что связывает): Саттва, Раджас и Тамас.

Они являются самыми тонкими проявлениями Природы. В результате их деятельности, возникают все остальные вещества: элементы, доши и другие. Все до единого объекты мира являются различными комбинациями этих трех гунн, трех качеств Природы. Все процессы, эмоции, мысле-формы – также являются следствием действий этих качеств.

Саттва – олицетворяет чистую сущность света, баланс и гармонию, правильное действие, добродетель и развитие души. Пребывая в состоянии Саттвы, приходит ясность и покой, благодаря чему мы постигаем истину.

 

Раджас – олицетворяет принцип движения, активности, страсти, мотивации и трансформации. Раджас проявляет силу воображения, которое проецирует мир и связывает нас со множеством внешних вещей.

 

Тамас – принцип инертности, вялости, тьмы, невежества, пассивности. Сила невежества скрывает от нас нашу истинную природу.

Три гуны Природы действуют посредством Эго (Ахамкара) на 5 чувств Природы, или объектов восприятия (Танматры) – звук, прикосновение, зрение, вкус, обоняние; и создают:

Пять Великих Элементов Природы – Эфир, Воздух, Огонь, Вода, Земля.

Пять органов чувств – уши, кожа, глаза, язык, нос.

Пять органов действия – рот, руки, ноги, гениталии, органы выделения.

 

Из трех гун также происходит ум (Манас) – способность познавания и действия.

 

Из гунн также появляются и Доши: Вата, Питта и Капха – три разных биологических типа человеческой конституции.

Гуны и ум

 

В целом ум является областью Саттва-гуны. Качество Саттвы отражается в уме как ясность восприятия и душевное спокойствие. Тем не менее, в уме так или иначе представлены все три гуны.

Когда три гуны в уме находятся в равновесии, это дает истинное восприятие мира. Когда они выходят из равновесия, восприятие блокируется или искажается. Это, в свою очередь, вызывает болезни и на физическом уровне, так как воздействие гунн связано со всем телом посредством дош, нервной системы и тонкой энергии.

 

Аюрведа обращается к гуннам для определения психической природы человека для того, чтобы учитывать психологические факторы заболевания и психические особенности каждого человека для более грамотного выбора лекарственных средств и  их назначения.