Другое   /   Читать   /   Статьи Дэвида Фроули       

Статьи Дэвида Фроули (Dr David Frawley (Pandit Vamadeva Shastri)

Переводы статей публикуются с разрешения автора.

 

Как лечить двойные типы дош с помощью Аюрведы и Йоги

Перевод статьи Dr David Frawley

How to Treat Dual Doshic Types with Ayurveda and Yoga

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Двойные типы дош могут усложнить аюрведическое лечение. Мы предлагаем несколько простых правил для работы с ними, которые могут сделать лечение более эффективным.

 

 

В Аюрведе есть блестящее и при этом простое разделение людей на три основных конституциональных типа: Вата, Питта и Капха, которые отражают тип и функционирование нашего тела и ума.

 

У типа Вата преобладает главным образом элемент воздуха, они худощавого или легкого телосложения Они легко возбудимые, нервозные, чувствительные, с быстрыми и постоянно меняющимися движениями, могут страдать от холода, сухости и ветра.

 

У Питта-типов в первую очередь преобладает элемент огня, они имеют среднее телосложение, хорошую мускулатуру. Они самоуверенны, агрессивны, решительны, страдают от жары и воспалений. 

 

У типа Капха доминирует элемент воды, у них тяжелое телосложение, часто лишний вес  и большое количество воды в теле. Они эмоциональны, уравновешены, консервативны, собственники и страдают от сырости и холода.

Аюрведические опросники дош помогают установить конституциональный тип. Однако некоторые люди, изучающие свою аюрведическую конституцию, могут обнаружить, что они относятся к двойному дошическому типу. Они содержат две из трех дош в относительно равных пропорциях, так что они не могут просто отнести себя к одному стандартному дошическому типу – Вата, Питта или Капха, а также следовать режиму здоровья, направленному на контроль только одной доши.

 

Они могут быть Вата-Капха, Вата-Питта или Питта-Капха в относительнро равных пропорциях.

Тем не менее, если мы изучим существующую литературу по Аюрведе, мы обнаружим, что лечение в основном описывается только с точки зрения одной доши, но не двух. Двойные типы дош намерено опущены? То же самое относится и к аюрведическим рекомендациям по асанам и практикам Йоги. Они также стандартно описываются с точки зрения только одной доши.

 

На самом деле ситуация намного проще, чем кажется. Основное правило Аюрведической терапии заключается в лечении одной доши за раз. Болезни и дисбалансы обычно отражают одну дошу, которая в избытке (за исключением тяжелых или длительных заболеваний, которые могут быть осложнены более, чем одной дошей).

Таким образом, если вы относитесь к типу двойной доши, обычно лучше лечить одну дошу, которая больше всего беспокоит вас на данный момент, или больше всего рискует стать избыточной в зависимости от сезона или вашего образа жизни.

 

 

Правила лечения двойных типов дош

Есть несколько правил, которые я изложил ниже, которые могут упростить ситуацию, и благодаря которым двойные дошические типы могут понимать, как им лучше относиться к себе.

 

Первое правило лечения двойных типов дош состоит в том, чтобы лечить одну дошу, которая в настоящий момент находится в наибольшем дисбалансе в вашей жизни. Для этого необходимо определенное умение ставить диагноз и понимать потенциал заболевания (его возможные варианты развития). 

Отметьте симптомы или состояния, которые вас больше всего беспокоят, и посмотрите, к какой доше они относятся. Обычно Вата первой выходит из равновесия, в то время как Капха выходит из равновесия медленнее всего, Питта находится между ними. Вы можете изучить книги, в которых описывается Аюрведическое лечение общераспространенных заболеваний, в которых будут освещены такие симптомы и состояния дош. Например, моя книга «Аюрведическое исцеление: всестороннее руководство» (в русском издании «Аюрведическая терапия»).

Второе, если в текущий момент у вас нет ни одной разбалансированной доши, лучше всего следовать Аюрведическим временным циклам, главным образом, соответствующих временам года (надо будет учитывать климатические особенности в зависимости от места вашего проживания). Эти сезонные настройки на самом деле являются наиболее практичным способом лечения двойных типов дош.

Люди типа Вата-Капха должны соблюдать диету и образ жизни анти-Капха с зимнего солнцестояния до летнего солнцестояния (21 декабря – 21 июня), и анти-Вата подход с летнего солнцестояния до зимнего солнцестояния (21 июня – 21 декабря).

 

Люди типа Вата-Питта должны следовать подходу анти-Питта от весеннего равноденствия до осеннего равноденствия (21 марта – 21 сентября), и подходу анти-Вата от осеннего равноденствия до весеннего равноденствия (21 сентября – 21 марта).

 

Типы Питта-Капха должны следовать подходу анти-Питта примерно с 1 мая до 1 ноября, и подходу анти-Капха примерно с 1 ноября до 1 мая.

Те же самые правила могут быть применимы для практики Йога асан, обращая внимание на сокращение любых сезонных увеличений дош, приводящих к их избытку.

То, что я дал выше, в основном подходит для четырех климатических сезонов. Вы также можете отмечать климатические условия, которые подходят вам в целом. В холодных, сухих и ветреных регионах больше всего нарушается Вата. В жарких регионах, обычно больше всего страдает Питта. Во влажных и сырых климатических условиях или местности, больше всего нарушается Капха.

 

 

Третья стратегия состоит в том, чтобы попытаться уменьшить основное качество, общее для двух двойственных типов дош.

Вата и Капха разделяют основное качество холода – старайтесь есть теплую пищу и быть в  тепле на всех уровнях, чтобы противостоять этому. С диетической точки зрения это похоже на следование противоположной анти-Питта-диете, состоящей в основном из кислой, соленой и острой пищи. Психологически это означает оставаться в поддерживающих отношениях, культивируя чувство тепла и благополучия.

 

Вата и Питта разделяют основное качество легкости. Надо следить, чтобы вы были заземлены и устойчивы, чтобы противостоять этому. В диетическом отношении это означает следовать обычной анти-Капха-диете, употребляя сладкую, кислую, и соленую пищу. Психологически, значит быть ближе к природе и Землей, полноценно отдыхать и расслабляться

 

Питта и Капха разделяют основное качество влажности или маслянистости. Чтобы этому противостоять, обеспечьте себе сухость. В диетическом отношении – следовать противоположной диете, понижающей Вату, которая включает в себя острую, горькую и вяжущую пищу. Психологически значит сохранять отстраненность, невовлеченность и не быть собственником.

Четвертое положение связано с состояние вашего Агни, пищеварительного огня. Сначала необходимо укрепить свой Агни. Если у вас слабый или нарушенный Агни, у вас будет заметный налет на языке и проблемы с пищеварением. Для усиления Агни могут быть полезны многие травы и специи.

 

Вата и Капха: подходя большинство специй, включая горячие специи, такие как перец чили, черный перец, имбирь, горчица, кардамон, корица, по вашему желанию.

 

Вата-Питта: можно использовать только мягкие специи, такие как кориандр, гвоздика, кардамон, куркума, ничего слишком острого.

 

Питта-Капха: хороши ароматные, но не горячие (не острые) специи, такие как имбирь, корица, гвоздика, кардамон, куркума.

Это всего лишь несколько предложений, наиболее важные из которых являются сезонные корректировки. Но двойные дошические типы могут легко уравновесить две различные силы, присущие их природе кА кна физическом, так и на ментальном уровнях.

__________________________________________________________________________________________________

 

Свастха: благополучие в Аюрведе

Перевод статьи Dr David Frawley

Svastha: Wellbeing in Ayurveda

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Аюрведа, наука о жизни для всех живых существ, определяет здоровье и благополучие термином Свастха (Svastha). Свастха означает «пребывание» (стха) «в собственном Я» (Сва). Чтобы понять это, мы должны принять Ведическое значение пребывания в нашей собственной природе, отражающее Ведический взгляд на вселенную, который сильно отличается от материального мировоззрения, которого сегодня придерживается большинство из нас.

 

Свастха подразумевает жизнь в гармонии с природой (Пракрити), но также и в гармонии с нашей собственной внутренней природой. Это означает приведение нашего тела, праны, чувств и ума в соответствие с Высшим Я, или с Атманом, в нутрии себя. Такое определение включает физическое, психологическое и духовное благополучие, а не только здоровье в современном медицинском значении. Это Высшее Я является самой сутью того, кто мы есть, и составляет базовую энергию и сознание, лежащие в основе всего космоса.

 

Поскольку Аюрведа является ответвлением Вед, Упаведой, это определение благополучия применимо ко всем Ведическим наукам, включая Йогу и Веданту, а также к принципам Ведической жизни в целом, как это трактуется в Ямах и Ниямах в Йога-Сутрах. Стремление к Самореализации является конечной целью жизни для всех живых существ, а также источником наивысшего благополучия и счастья для всех. Это называется Мокша, или максимальная свобода от печали. Это внутреннее благополучие и есть то, чему обучает Ведическое консультирование.

Благополучие и Самореализация

Аюрведическое определение благополучия означает не только отсутствие внешних патогенных факторов или физических болезней, а оптимальное использование тела как выражение глубокого осознания. Оно включает в себя психологическое благополучие, но как укорененное во внутреннем покое, а не в индивидуальном «я» или эго. Это не исполнение наших личных желаний, которых, в конечном счете, бесчисленное количество. Это не материальное процветание, достижения или признание, хотя и не обязательно исключающее их. Это совсем не внешнее определение благополучия, но оно обращает главное внимание на безусловное внутреннее благополучие как на основу внешнего благополучия.

 

Свастха означает благополучие, которое заложено в нас природой, и является сознанием, стоящим за всей жизнью. Такое благополучие – это не состояние, которого надо добиваться, а состояние, которое нужно познать в себе и в природе в целом.

 

Конечное, абсолютное благополучие – это благополучие Бытия, это блаженство, или Ананда, присущее Бытию (Сат) и Сознанию (Чит), всепроникающему и являющемуся самой основой нашего собственного Самоосознания, понимание которого составляет Самореализацию.

 

Что является корнем страдания?

 

Возникает вопрос, если благополучие настолько существенно и всепроникающее, почему большинство людей его не имеют и не могут поддерживать? Если все корениться во внутреннем благополучии, то почему же мы так сильно страдаем от боли и множества заболеваний тела, а также от печали, страха, горя, гнева и многих других душевных недугов? Ответ на этот вопрос можно найти в понимании различных аспектов нашей природы как воплощенных существ и их ограничений.

 

На физическом уровне мы можем создавать и поддерживать благополучие до некоторой степени. Но простое физическое благополучие ограничено болезнями и смертью, присущими нашему смертному существованию. Аналогично мы можем создавать и поддерживать благополучие на психологическом уровне, также до определенной степени, но ум по своей природе восприимчив к беспокойным мысля и тревожным эмоциям эго. Нам не удается обнаружить это абсолютное внутреннее благополучие Сознания, потому что мы отождествляем себя с телом и умом и их ограничениями, а не с Истинным Самосознанием. Мы в ловушке у тени нашей собственной внутренней природы и не знаем, кто мы есть на самом деле. Это невежество или непонимание собственного внутреннего я является корнем всех печалей, а также причиной неверного использования тела и ума.

Раскрытие абсолютного внутреннего благополучия

 

Чтобы обрести высшее внутреннее благополучие, сначала мы должны отказаться от любого обыденного определения того, кто мы есть или что приносит нам счастье. Это означает, что мы больше не погружаемся в тело, ум или внешний мир как в нашу истинную реальность и сферу реализации. До тех пор, пока мы определяем благополучие, отталкиваясь от внешних вещей, оно обязательно будет ускользать от нас, потому что таким образом мы отделяем его от самих себя и оно зависит от внешних обстоятельств, которые постоянно меняются. В то же время, когда мы учимся контактировать с благополучием внутри нас, это внутреннее благополучие может принести большое благо, мир и счастье телу, уму, а также социальным связям. Такое внутреннее благополучие лежит в основе всех глубинных целительных энергий и способствует укреплению иммунитета и омоложению тела и ума в целом.  

 

Для истинного благополучия, или Свастхи, мы должны научиться тому, как опираться на свою внутреннюю природу в гармонии с миром природы в целом, охватывающей всю жизнь и всю вселенную. Хотя такое внутреннее освобождение не требует каких-либо внешних действий или затрат, оно требует фундаментального изменения сознания, от отношения к внешнему миру, ограниченного временем, как к реальному, до пребывания в нашей внутренней природе-Я как в подлинной действительности.

Такое изменение сознания также поменяет наш образ действий во внешнем мире, который приведет к состраданию и осознанному отношению во всем, что мы делаем. Это также изменит наш способ заботы о собственном теле и уме, уважая при этом силы природы, которые их поддерживают, а не просто используя их для собственного удовольствия. Именно это надлежащее отношение к истинному применению Аюрведы, Йоги и Веданты и их различным практикам.

 

Благополучие – это ваша истинная природа, простирающаяся до наивысшего Ананды. Внешнее благополучие, наслаждение и счастье – это лишь отражение этого. Идите прямо к источнику благополучия, Свастхи, внутри себя. Тогда вы сможете переживать счастье и удовлетворенность во всем, что вы делаете или выражаете посредством тела и ума.

__________________________________________________________________________________________________

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.