Аюрведа   /   Доши          

ТРИ ДОШИ

Пять элементов, принятые в системе аюрведической философии, образуют три динамические силы — три формы взаимодействия, которые называются дошами. «Доша» в переводе с санскрита означает «то, что меняется». Доши находятся в постоянном движении, поддерживая между собой динамическое равновесие. Доши – это основополагающие жизненные силы, или биологические «соки». Они присущи только живым существам, состоящим из органической материи. И без их движения жизнь была бы невозможна.

 

Попарные сочетания пяти элементов образуют три доши:

– из эфира и воздуха происходит вата,

– из огня и воды – питта,

– из воды и земли – капха.

По элементам и дошам в Аюрведе определяется основная природа человека. 

Три доши – вата, питта, капха – это также три основных типов конституции тела человека.

Опираясь на это определяется разбалансированное положение дош – в каждом человеке индивидуально. На основе этого определяется причина заболевания, и назначается индивидуальное лечение.

 

Вата

Вата – это сила, состоящая из элементов эфира и воздуха. От пропорций этих двух элементов зависит активность ваты: объемом эфира (пространства) определяется способность воздуха набирать силу (Например, когда движение воздуха не сдерживается никакими преградами, как над поверхностью открытого моря, ветер может набирать огромную силу, и так возникают ураганы). А в закрытом пространстве воздух, напротив, не может двигаться и становится затхлым.

 

Вата – это принцип движения, принцип динамического взаимодействия эфира и воздуха. В человеческом организме она проявляется в движении нервных импульсов, воздуха, крови, пищи, отходов и мыслей.

 

Вате присущи семь качеств: холодность, легкость, непостоянство, подвижность, сухость, разреженность (ясная, тонкая) и шершавость/шероховатость. Эти качества определяют ее влияние на тело.

 

Вата – самая сильная из всех дош, сильная, как сама жизнь. Но она обладает и наибольшим потенциалом порождения болезни. Вата управляет всеми движениями и переносит питту и капху.

Вата в своем естественном состоянии поддерживает энергию воли, вдоха, выдоха, движения, импульсов, равновесие в тканях, остроту чувств.

Ее возбуждение вызывает сухость, темные пятна на коже, зябкость, тремор, вздутие живота, запоры, упадок сил, бессонницу, потерю остроты чувств, бессвязность речи и ощущение изнуренности.  Избыток ваты может вызывать нервное раздражение, повышенное артериальное давление, скопление газов в кишечнике, а также путаницу в мыслях и замешательство. Недостаток ваты ведет к гибели нервных клеток, запорам и застойным явлениям, а также порождает беспечность и неосмотрительность.

Питта

Питта – это сила, возникающая благодаря динамическому взаимодействию воды и огня. И вода, и огонь символизируют трансформацию, в чем и заключается сходство между двумя этими силами, на первый взгляд, во всем друг другу противоположными. Правда, превращаться друг в друга они не могут. Но зато огонь и вода способны видоизменять друг друга и не обходятся один без другого ни в одном из биологических процессов. Однако этим двум элементам важно находить в правильном соотношении друг к другу: так, если поставить воду кипятиться на слишком большой огонь, вода выкипит, а сосуд сгорит, если же налить слишком много воды, она выплеснется и зальет огонь.

  

Питта – это принцип трансформации. Она управляет теплом, температурой и всеми химическими реакциями.

На физическом уровне она проявляется в форме ферментов, обеспечивающих пищеварение, и гормонов, регулирующих процессы метаболизма.

На психическом уровне питта – это трансформация электрохимических импульсов в конкретные мысли.

Питта обладает восемью качествами, которыми и определяется ее воздействие на организм. Она горячая, легкая, текучая, тонкая, острая/резкая, дурно пахнущая, мягкая и прозрачная.

Питта в своем нормальном состоянии отвечает за пищеварение, тепло, зрительное восприятие, голод, жажду, блеск кожи, интеллект, решительность, смелость и мягкость тела.

При ее возбуждении глаза, кожа, моча и кал приобретают желтоватый цвет. Могут возникнуть нарушения сна, ощущения голода, жажды, жжения. Избыток питты   может   вызывать    язвенную    болезнь,   гормональные расстройства, раздражение кожи (угревую сыпь) и бурные эмоции (гнев). Недостаток питты  ведет к несварению,  затрудняет мыслительные процессы и замедляет метаболизм.

Капха

Капха – это равновесие воды и земли. Она представляет принципы структуры и смазывания, что ясно из базовых характеристик двух этих элементов. На одном уровне капха – это клетки, из которых состоят ткани нашего тела, а на другом – жидкости, обеспечивающие питание и сохранность этих клеток.

 

Капхе присущи следующие качества: влажность, жирность, холодность, тяжесть, стабильность/неподвижность/медлительность, плотность, мутность и гладкость/тупость. Она поддерживает субстанцию, вес и все связи в теле.

Чтобы осознать важную роль капхи в организме, аюрведа приводит следующую аллегорию: если бросить в сосуд с водой пригоршню песка, две эти субстанции не смешаются друг с другом: песок осядет на дно сосуда. Добиться равномерного распространения песка в воде можно будет только постоянным помешиванием. Капха подобна такому помешиванию, обеспечивающему равновесие.

 

Капха в своем нормальном состоянии отвечает за прочность и устойчивость, поддержание баланса жидкостей в теле, смазку суставов и такие положительные эмоции, как покой, любовь и всепрощение.

При ее возбуждении ослабевают пищеварительные функции, накапливаются мокрота и слизь, появляются изнеможение, возникают ощущения тяжести и холода, бледность, слабость в конечностях, затрудненное дыхание, кашель и чрезмерная сонливость. Избыток капхи ведет к скоплению слизи в носовых пазухах, в полости   носа, в легких и толстой кишке, а в сфере психики порождает упрямство, зашоренность и неуступчивость.

В каждом живом существе три доши — вата, питта и капха — постоянно движутся, видоизменяются и уравновешивают друг друга. В этом — основа жизни.

Три доши и времена года 

 

Три доши присутствуют во всей природе. Мы можем постоянно наблюдать их в сезонных изменениях на протяжении всего года. В зависимости от времени года в природе увеличивается Вата, Питта, или Капха. В нашем теле соотношение ваты, питты и капхи также может меняться в зависимости от климата, в котором мы живем в данный момент. В жарких странах и во время летнего зноя усиливается питта. В сухом климате и под влиянием холодных осенних ветров возрастает вата. Во время влажной зимы и в сыром климате усиливается капха.

Причем, в стандартной смене сезонов года, в то время, как одна из дош увеличивается, другая, не меняет своего количества, но готовится к накоплению и увеличению, а третья – плавно уменьшается.

Аюрведа разделяет год попарно на 6 сезонов. И у каждого сезона есть свои отличительные особенности, связанные с преобладающей дошей на этот момент. Аюрведа считает, что это деление на времена года не зависит от местности, так как даже в средней полосе можно найти эти шесть сезонов, хотя, к примеру, в России принято делить год на четыре части, а в Китае – на пять.

С весенними дождями растения покрываются новой листовой, вода в реках и озерах становится мутной. В пищу поступает больше зелени, которая увеличивает жизненные силы, ослабевшие за зиму (период Ваты). Все это, вместе с небольшому количеству солнечных дней, способствует быстрому увеличению Капха-доши, и очень медленному накоплению Питта-доши.

 

Летом, когда стоит жаркая погода, продолжительность светового дня увеличивается, вода в водоемах зацветает, созревают фрукты и овощи, даже ветер дует теплом, – резко увеличивется Питта-доша, в то время как Капха убывает.

 

Осенью идут обильные дожди, закрыто тучами, растения начинают готовиться к зиме, активность снижается. Все это происходит благодаря увеличению в природе Капхи, и снижению Питта-доши.

 

А еще позже, с наступлением морозов, когда растения впадают в зимнюю спячку и исчезают под снегом, вода становится прозрачной и холодной, воздух очищается и становится сухим. Все это приводит к резкому увеличению Вата-доши, и медленному накапливанию Капха-доши, которая готовит нас снова к весне.

 

В наших широтах (Россия, Европа) это время примерно соответствует:

 

Март-апрель-май – увеличивается Капха, уменьшается Вата, без изменений/подготовка Питты.

Июнь-июль-август – увеличение Питты, уменьшение Капхи, без изменений/подготовка Ваты.

Сентябрь-октябрь-ноябрь – увеличение Капхи, уменьшение Питты, без изменений/подготовка Ватты.

Декабрь-январь-февраль – увеличение Ватты, уменьшение Питты, без изменений/подготовка Капхи.

Вполне естественно, что в зависимости от географической широты места происходит не только смещение сезонов, но и изменение их характеристик. Где-то зима – это сезон дождей, а где-то холода и снега, лето из продолжительного и жаркого может превратиться в короткое и холодное, а некоторые сезоны размазываются, и захватывают соседние. Однако в целом характеристики сезонов остаются неизменными вне зависимости от климатической зоны, и влияние именно Тридоша (Вата-Питта-Капха) в тот или иной период года практически одинаковое везде. Некоторые отличительные особенности присутствуют в каждом уголке планеты, но исходя из теории аюрведы о Тридоша, не составляет труда учитывать их самостоятельно.

В природе все взаимосвязано, поэтому не трудно догадаться, что климатические изменения влияют на соотношение дош каждого человека. Иначе говоря, каждому человеку для поддержания здоровья необходимо учитывать влияние той или иной доши текущего сезона, и в соответствии с этим корректировать свое питание, физическую нагрузку, отдых, сон и прочее.  

Доши и стадии жизни

 

Доши меняются и в зависимости от возрастных изменений. В детском возрасте преобладает энергия капхи – вес увеличивается, происходят бурные процессы роста. Гормональные изменения, сопутствующие превращению ребенка во взрослого, активная социальная жизнь – указывают на то, что в юности и среднем возрасте доминирует питта. Постепенное уменьшение массы тела, обезвоживание тканей, связанные с процессами старения, – это признак того, что набирает силу вата.

Итак: детство – капха, юность и  средний возраст – питта, зрелость и старость – вата.

Три доши и лечение болезней

Для того, чтобы использовать травы (а также эффективно применять и другие формы терапии), необходимо распознавать конституцию, присущую данному человеку, характер заболевания и разбираться в дошах растений.

 

Одно и то же заболевание может развиться у людей с различной конституцией, и лечение поэтому тоже должно быть различным. Например, астма может быть обусловлена расстройством капхи (излишек воды в легких), нарушением ваты (нервная сверхчувствительность легких), либо питты (скопление влажного жара в легких). С точки зрения аюрведы, одно и тоже лечение не будет эффективно во всех этих случаях. Одно лишь знание того, что определенная трава применяется при данной болезни, не позволит подобрать необходимое лекарство.

 

С другой стороны, одна и та же конституциональная проблема, возбуждение одной и той же доши может вызвать различные заболевания, и в этом случае они могут лечиться одинаково – уменьшением данной доши. Например, повышенная вата может привести к воспалению седалищного нерва, артрита, запору, головной боли, сухости кожи, газам, несварению – однако все эти проявления могут быть устранены одним видом лечения.

 

Таким образом, если говорить коротко, для выбора наиболее оптимального лекарства, мы должны рассматривать три составляющих: дошу человека, душу заболевания и дошу растения.