КНИГА «ВЕДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

борло

(Книга – в процессе написания. Материалы постоянно дополняются)

Намастэ!

 

Когда я читаю лекции по Ведической психологии, меня всегда спрашивают, что можно почитать по темам, которые я представляю. Все, что я могу предложить, это аудио и видео-лекции, которые вы легко найдете на просторах интернета. К сожалению, несмотря на то, что они дают очень обширный материал, все они довольно разбросаны, не структурированы, и поэтому нет общей картины и цельности, а из-за этого многое непонятно, выглядит противоречиво и нелогично. До сих пор я не встретила ничего, чтобы было все четко и ясно изложено, и опять же цельно и логично.

Во многом это происходит, потому что эти знания очень живые и практичные, их проще, удобнее и доходчевее излагать устно. С другой стороны материала так много, и он столь многогранен, что его в самом деле сложно структурировать и переложить на письмо. Я и сама по тем же причинам долгие годы не бралась писать книг или даже статей по этой теме. Но, очевидно, что-то изменилось в Природе, и вот я взялась за этот труд. 

Книга находится в процессе написания, поэтому буду благодарна всем за вопросы, замечания, уточнения и комментарии.

 
 

Предисловие

Итак, я начинаю делиться знаниями и опытом из области Вед, или Ведического знания. Сама я чаще всего называю их Ведической психологии – так как мой фокус в основном направлен на построение гармоничных взаимоотношений между людьми в самом широком смысле – это и здоровье, и семья, и воспитание детей, бизнес, работа, деньги, смерть, карма. Полный перечень того, о чем я намереваюсь здесь говорить вы можете прочитать здесь.  

 

Я, вероятнее всего, буду следовать той структуре передачи знаний, как сама этому обучалась, так как он логичен и довольно строен, на мой взгляд.

Сразу предупреждаю, что многое, из того, что я буду писать, будет вызывать бурю негодования и несогласия. Я помню, как сама так же реагировала вначале. Это связано с нашим западным воспитанием и менталитетом, которые сильно отличаются от восточного видения мира и построения отношений.

Единственное, что я могу посоветовать, это то, что помогло мне самой: аналитическое мышление – я не могла не оценить логику, которой подчинены все правила и объяснения, и желание все попробовать. Меня неизменно удивляло, что ведическая система чрезвычайно практична и действенна, поэтому я постепенно не только внедрила ее в свою жизнь, но и стала применять ее принципы в психологической практике консультирования и лечения.

 

Немного о том, где и у кого я обучалась. Я прошла полный курс лекций у чудесной ведической женщины Джесии Вайтельска (духовное имя Говинда Лила Деви Даси). А затем постоянно дополняла свои знания, посещая лекции многих врачей, психологов, астрологов, духовных ведических наставников, таких как О. Г. Турсунов, В. Рузов, Рами Блект, Роберт Свобода, Л. Тугутов и других.

Первоначально я изучала эти знания для себя. Но поскольку на момент обучения у меня уже была обширная психологическая практика, и я видела, как они помогают в жизни мне и моим знакомым, я стала помогать с их помощью и другим людям восстанавливать и строить взаимоотношения. Проблема в том, что западная психология, и психотерапия, зачастую лишь предполагает и «тычет пальцем в небо», предлагая исправить то это, то другое, то так, то иначе. И у тебя, как у психолога, или даже просто подруги, никогда нет уверенности в том, нужно ли это делать, так ли это надо делать. Часто у психолога есть только один беспроигрышный вариант поведения – активное слушание. Это прекрасный инструмент, но когда ты сталкиваешься с серьезным психическим (не клиника) заболеванием, например, ребенка, то крайне важно знать самому, и дать родителям четкие и ясные указания, что делать и какой мы получим результат.

В заключении этого небольшого вступления повторю лишь слова моей учительницы Джесии: «Изучая Веды, я нашла знания о любом аспекте жизни, которые намного глубже, практичнее и полезнее, чем все современные методики, которые я изучала когда-либо до этого».

ЧТО ТАКОЕ ВЕДЫ?

 

​Слово «Веда» означает «знание». А если быть более точным, то «истинное знание», «полное знание», «совершенное знание». Веда – дает знание Природного Закона, то есть совокупности всех законов мироздания. Зная эти законы можно получить ответы на любой вопрос, можно узнать обо всем на свете, и в прошлом, и в будущем.

​​

Основное назначение ведической литературы – поведать науку духовного самопознания, самореализации, тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше – освобождение (санскрит).

 

Ведическая литература описывает информацию, принадлежащую не только планете Земля, она также описывает ход происходящего на всех других планетах нашей вселенной. Не придавая особого значения какой-то одной части вселенной, планете, народу, нации или религии, она описывает все эти компоненты в целом, проявляя взаимосвязь всех событий, и то, как они влияют на все мироздание, и деятельность каждого живого существа. Веды объясняют, как поступки одной личности влияют на живые существа в разных уголках вселенной, как на обитателей, населяющих низшие миры, земные, или высшие планетарные системы. Человек же, в подавляющем большинстве, сегодня пребывает в обусловленном состоянии, то есть будучи лишенным знания, полагает, что он ничем и ни с чем не связан, и потому удивляется, когда с ним происходят всевозможные события – на его взгляд, либо невероятные счастливые совпадения, либо несправедливые неприятности.

 

В Ведах систематизированы и перечислены разнообразные виды живых существ, которых в общей сложности насчитывается 8.400.000. Веды содержат систематизированную информацию о таких предметах, как музыка, медицина, искусство, политика, архитектура, военное искусство и психология. Веды описывают структуру атома и атомную энергию, элементарный состав Вселенной и логику ее развития, указаны также размеры Вселенной. Они описывают все планетарные системы Вселенной, все орбиты планет, по которым они вращаются, их размеры, затмения. И на всех планетах Вселенной все живые существа в той или иной мере следуют объективным принципам и законам развития Природы.

Ведами дается описание души и Сверхдуши, а также в деталях изложена наука об Абсолютной Истине, Верховной Личности Бога.

Веды содержат в себе разделы, в которых описывается прошлое и дается описание будущего. Предсказания будущего содержатся во большинстве из 18-ти основных Пуран (древние ведические тексты). В Пуранах описывается внешность будущих людей, их возможности восприятия мира, такие вещи как появление Библии и иудео-христианской традиции, появление мусульманства, предсказан приход Будды. Особенно много описанию будущих событий посвящена «Бхавишйа-пурана».

Признание существования Универсальных законов Творения

 

Веды говорят о том, что настоящее знание отвечает на все глобальные вопросы, так как человеку крайне важно понимать смысл того, что происходит с ним и вокруг него. Отсутствие смысла порождает все больше сомнений и неверие в себя и в жизнь, порождает апатию и депрессию. Наличие смысла укрепляет человека в его дальнейшем развитии, дает веру в себя, свои силы и возможности. Благодаря ответам на важнейшие вопросы нашей жизни, мы видим ее значение, за этим приходит понимание причинно-следственных связей наших действий, а затем – нашего существования. Если наш разум воспринимает такое знание, жизнь наполняется вдохновением и смыслом. Если же этого знания нет – нет и смысла.

 

Глобальные вопросы нашей жизни:

Откуда я происхожу?

Где я нахожусь?

Какова природа того, что я вижу, слышу, чувствую?

Какова природа всех вещей, которые меня окружают?

Каким образом образовалась планета, на которой я живу? Является ли она единственной населенной планетой во Вселенной?

Существовал ли я прежде, чем начал свое существование сейчас?

Продолжится ли мое существование, после этой жизни?

Какое состояние предшествовало моему рождению в этой жизни?

Какое состояние наступит вслед за исчезновением этого ощущения?

 

 

Постепенно, изучая и все лучше понимая ответы на эти вопросы, человек начинает воспринимать закономерности жизни – своей и окружающей, следом приходит видение и признание определенных принципов существования, затем – отвержение хаотичности мира. Мы соглашаемся с тем, что миром правят определенные законы, причинно-следственные отношения.

Далее мы будем изучать взаимоотношения между мужчинами и женщинами, здесь мы также будем устанавливать причинно-следственные связи (законы) в этих отношениях. Мы узнаем правила, соблюдая которые можем что-либо достичь, а, нарушая, не следуя им, наоборот – разрушить.

Наконец, нам крайне важно знать, куда ведут эти законы и правила? Главный вопрос, который волнует любого человека: стану ли я счастливее, соблюдая эти правила?

 

Если мы будем следовать за логикой, мы обнаружим, что принимая позицию хаотичности мира, неопределенности в завтрашнем дне, бессмысленности существования, мы рано или поздно столкнемся с разрушающими, подавляющими, депрессивными мыслями.

Напротив, принятие для себя существование закономерности мира, в противовес хаотичности, как минимум дает ощущение стабильности, а максимум – уверенность в завтрашнем дне, хорошее настроение, вдохновение и гармоничность.

 

Не всем подходит умозаключения и логичное объяснение. В таком случае предлагается для начала просто принять, во что вы верите или хотите верить: соблюдение законов (причинно-следственных связей) ведет к улучшению или ухудшению вашей ситуации? Если выбираете второе – изучение чего-либо становится бессмысленным.

 

У меня нет идеи убеждать кого бы то ни было в существовании разумных четких правил устройства мира, но интересно отметить, что мы отказываемся в них верить просто по привычке, или потому, что интуитивно чувствуем, что если поверим, то придется многое менять в себе. Это неприятно, а порой нелицеприятно. Можно  понять.

Подлинное и ложное знание

 

Подлинное знание – логично и, что важно – позитивно. «Любое знание, которое не ведет к избавлению от страданий, ведическая философия считает бессмысленным». (Сатварупа дас Госвами «Очерки ведической литературы»)

В подлинном знании отсутствуют противоречия.

 

Ведический метод познания весьма научен. Он призывает не просто изучать, но и исследовать знания путем опыта и анализа ровно тем же способом, что и западная наука: разбивание вопроса на составные части и изучение частей по отдельности, затем изучение их взаимоотношений, и изучение того, как они связаны с целым. Главная проблема состоит в том, что, как и в любом сложном и глубоком предмете, для правильного анализа требуется огромный опыт в этой области науки, и, как правило, под руководством мастера, а также крайне высокая степень чувствительности и осознанности, которые развиваются со временем.

В конечном итоге, если опыт и анализ подтверждают знание – знание подлинное, если нет – ложное.

 

Иногда у людей не хватает терпения досконально разбираться в этих вопросах, в этом случае предлагается просто положиться на веру.

Что дает изучение ведического знания?

 

Веды, по сути, являются инструкцией к материальному творению.

 

Изучая их, мы понимаем, каким образом можем удовлетворить свои эгоистические материальные желания, не нарушая принципов и гармонии Вселенной. «Счастье лежит в сфере взаимоотношений и напрямую зависит от умения их строить». То есть мы познаем искусство взаимоотношений с людьми, которое приводит нас к осуществлению всех материальных желаний.  

 

С помощью Знания мы узнаем пути самоосознания в соответствии с разными условиями, временем, местом, обстоятельствами, уровнями сознания и наклонностей людей.

Например, знание о том, какое тело мы имели в прошлой жизни, объясняет нашу связь с прошлым воплощением, которое накладывает отпечаток на сегодняшнее воплощение, на наши сегодняшние ограничения. С другой стороны, мы узнаем о том, что на самом деле сегодняшнее наше воплощение в человеческом теле дает возможность полностью измениться и достичь духовного самоосознания. (В век Кали (Кали-юга – Железный век, в который мы сейчас живем) развитие человека всего лишь на 15% дает полное духовное осознание).

Три уровня понимания вед

 

Первый уровень – утилитарный, самый простой, бытовой, эгоистичный уровень поведения и ритуалов для получения результата в виде материальных ценностей и достижений.

 

Второй уровень – вселенский, эзотерический уровень понимания, когда человеку раскрывается глубокий смысл и видение Вед, понимание зависимости от энергий Вселенной.

 

Третий уровень – уровень духовного понимания души и Сверхдуши (Бога в сердце).

 

Упоминая о высоком уровне понимания Вед, хочется привести слова истинного гуру Ведического знания Дэвида Фроули:

«Веды предшествуют всем убеждениям, которые основаны на веровании и каких бы то ни было политически идеологиях, правых и левых. Они представляют наследие риши и йоги всего человечества, которое находится за пределами дуальности ума.

 

Веды не могут быть сведены к простому набору текстов, они уходят корнями в более глубокий Космический разум (Махат Таттва), а не человеческие мысли, выражения или интерпретации. Они присущи Космическому Звуку и вибрируют во всем пространстве Сознания (Чидакаша).

 

Веды учат, что сначала мы должны обрести Самопознание (Атма Видья), познавая нашу истинную природу как Чистое Сознание за пределами тела и ума. А любое внешнее знание или опыт, которые мы развиваем, будут неполноценными.

 

Ведическое послание Самопознания остается основой всего истинного высшего осознания, независимо от терминологии или задействованных личностей, или любых ограничений времени или места.

 

Мы должны вернуть себе наше глобальное ведическое наследие, которое должно быть единым со всей Вселенной, и которое должно являться основой нашего существования.

 

Атма Видья – это истинное знание того, кем мы на самом деле являемся, за пределами рождения и смерти, – бессмертными, свободными, трансцендентными.

 

Не уничтожайте свой универсальный потенциал. В конечном итоге вы являетесь Самостью всех существ. Риши пребывают в самом центре того, кем мы являемся на самом деле, и что не может быть ограничено ничем внешним».

О Ведической литературе

 

Первоначально существовала только одна Веда, и читать ее не было необходимости. Люди были разумны и имели хорошую память, так что могли понять и запомнить ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они сразу постигали смысл сказанного.

 

С наступлением следующих юг – Серебряный век, Бронзовый век – уровень сознания, понимание и память людей постепенно притуплялись. В конце концов, 5000 лет назад, с наступлением Кали-юги, мудрец Вйасадева записал Веды для людей этого века, так как они (мы) не в состоянии воспринимать и запоминать огромные тексты на слух. Вместе с ослаблением памяти и притуплением разума сокращается и жизнь людей. Как мы знаем, сейчас она в среднем равна 70-100 годам.

 

Вйясадева разделил Веды на четыре части: Риг, Саму, Атхарву и Йаджур, и поручил эти части своим ученикам.

Потом он принял во внимание людей, не обладающих сильным разумом: стри (женщин), шудр (рабочих) и двиджа-бандху (тех, кто родился в семье брахмана, но не имеет качеств брахмана). Для них он составил Махабхарату, назвав так историю мира, и восемнадцать Пуран.

Затем Вйасадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в Веданта-сутре, означающей конец Вед.

И все же он не чувствовал удовлетворения. И тогда, по указанию его духовного учителя Нарады, он написал совершенный комментарий к Веданте – Шримад-Бхагаватам.

 

Брихад-аранйака Упанишада [2.4.10] сообщает: "Риг-веда, Сама-веда, Йаджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие, как Махабхарата) и Пураны – все это дыхание Абсолютной истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек". Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и авторитетны.

 

Ведические Писания очень велики по объему. Только одна "Риг-веда" содержит 1017 гимнов, "Махабхарата" состоит из 110.000 шлок, а восемнадцать основных Пуран содержат сотни тысяч стихов. Это тысячи и тысячи томов на санскрите.

 

Веды составлены на языке совершенном по своему грамматическому, композиционному, поэтическому и метрическому строю. Ученым требуется 12 лет, чтобы овладеть только грамматикой санскрита?

 

Большинство исследователей согласно, что все эти учения действительно очень древние, и что записаны они лишь спустя века после их создания.

 

В священное знание входило изучение четырех Вед, шести веданг, мимансы, пуран, логики (пуауа) и трактатов о дхарме.

Упанишиды, завершают ведийскую традицию, в начале которой стоит Ригведа.

 

Упанишад, Пуран и «Веданта-сутры»

Махабхарата (в ней Бхагават-Гита)

Шримад Бхагаватам

Шри Ишопанишад

Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила

Шри Чайтанья-чаритамрита Мадхья-лила