Другое   /   Читать   /   Статьи   /   Аюрведический стиль жизни       

Статьи: Аюрведический стиль жизни

 
 

Аюрведа: йога и медитация

(по книге Д. Фроули "Аюрведическая терапия")

 

Согласно аюрведе, источником жизни и здоровья человека является душа. И для того, чтобы обрести покой и благополучие, мы должны жить в согласии с задачами нашей души. Нередко болезнь является признаком того, что мы утратили контакт с собственной душой. Практиками, помогающими восстановить связь с нашим источником, в первую очередь, являются Йога и медитация, так как именно они связаны с духовным аспектом жизни. 

Стоит понимать, что с точки зрения Аюрведы, Йога и медитация не просто набор физических и ментальных упражнений, а глубокая практика самонаблюдения, самоисследования и самоанализа. Которые, в конечном итоге, постоянно повышают уровень осознанного проживания жизни. А значит, уровень понимания себя, своих реальных потребностей и жизненных задач, а также своего душевного и духовного состояния. 

 

Согласно аюрведической терапии, каждому следует ежедневно медитировать и выполнять определенные йогические упражнения, в соответствии с типом своей психической и физиологической конституции тела (Вата, Доша, Пита). Это могут быть асаны, дыхательные упражнения, повторение мантр и визуализация, а также более целенаправленные медитативные практики, которые на более глубоком уровне помогают достичь безмолвия ума. Без этой каждодневной работы – в том объеме, который может позволить себе каждый в индивидуальном режиме – в нашей жизни не будет подлинного центра, который организует вокруг себя все остальные составляющие правильного и счастливого образа жизни.

 

Духовные методы допускают намного большее многообразие вариантов, которые могут подходить людям любой культуры и религии, любым личностным ограничениям, чем методы достижения только физического здоровья. Это связано с тем, что ум не является такой жесткой и строго заданной структурой, как физическое тело. Он предполагает более гибкого лечения, который требует мудрого и осознающего подхода.

 

Принятая на сегодня опора аюрведического лечения на доши не охватывает всех аспектов нашей природы, хотя воздействие дош и сказывается на всех уровнях жизни. В терапии, основанной на Йоге и практиках осознанности нет необходимости навязывать себе стереотип, связанный с доминированием у нас того или иного типа конституции. Нужно лишь отнестись с вниманием к тем проблемам, которые могут возникнуть из-за того, что какая-либо доша не скомпенсирована.

Доши представляют собой лишь общее направление, следуя которому, можно "настроиться на волну" своей собственной природы, но "точная настройка" сугубо индивидуальна. Ее сложность заключается лишь в том, что она требует от нас большей осознанности и ответственности в отношении собственной жизни.

 

__________________________________________________________________________________________________

Аюрведическая ароматерапия

Аюрведа – это комплексный метод исцеления всего тела, основанный на том, что здоровье и хорошее самочувствие достигаются благодаря уравновешенности разума, тела и духа (подробнее об Аюрведе). Аюрведа считается старейшей формой медицины и ее называют «Матерью всех исцелений». В то время как многие современные методы лечения направлены на борьбу с болезнями, Аюрведа в первую очередь уделяет внимание укреплению здоровья, физическому, эмоциональному, энергетическому и духовному благополучию человека.  

 

Ароматерапия применялась в Аюрведе наравне со всеми другими средствами с самых древних времен. Надо сказать, что Аюрведа до сих пор применяет в своей терапии исключительно натуральные продукты, и преимущественно это растения. А где растения, там и ароматы. Поэтому Аюрведа и ароматерапия очень дополняют друг друга. Более того, существует целая ветвь Аюрведических знаний, представляющих ароматерапию и ее сочетание с другими направлениями лечения и поддержания здоровья.

В чем отличие аюрведической ароматерапии

Аюрведа основана на трех различных функциональных принципах – дошах, называемых Вата, Питта и Капха, которые представляют собой комбинации первоначальных элементов Природы, воздуха, огня и воды (подробнее о дошах).

Коротко, Вата состоит из воздуха. Это связано с движением внутри тела, таким как движение мышц, дыхание, биение сердца и моргание. Когда Вата сбалансирована, результатом является гибкость. Нарушение баланса Вата приносит страх и беспокойство.

Питта состоит из огня и воды и связана с обменом веществ в организме. Помимо обмена веществ, Питта влияет на процессы пищеварения и температуру тела. В равновесии Питта производит понимание, мудрость и интеллект. Когда она не сбалансирована, Питта разжигает гнев и ревность.

Капха, состоит из земли и воды. Она связана с движением и увлажнением различных структур тела, включая увлажнение кожи, смазывание суставов и помощь в поддержании иммунной системы. В равновесии Капха способствует любви и прощению, а несбалансированная – выражает проблемы с привязанностью и жадностью.

Согласно Аюрведе, все болезни происходят из-за разбалансировки дош – на физическом, эмоциональном, ментальном или духовном уровне. Масла, великолепно дополняют комплексный подход Аюрведы к восстановлению равновесия дош.

Для этого, для всех эфирных масел, как и для всех растений, принята классификация, соответствующая энергетическим качествам растений: важно не только, какие симптомы помогает устранять данное масло, но и то, каким оно является по своей природе – согревающим или охлаждающим, сушащим или увлажняющим. Благодаря этим дополнительным признакам аюрведический ароматерапевт может определить, какие из эфирных масел лучше всего подходят не только для лечения конкретной болезни, но также учитывает тип заболевания (такого не существует в западной медицине), и тип человека (психофизическую конституцию тела – вата-, питта-, капха-тип) (что также, если и можно встретить в западной медицине, то в зачаточном состоянии).

 

Поскольку Аюрведа считает крайне важным поддерживать не только физическое, но и ментальное, и душевное состояние человека, она рекомендует активно применять ароматерапию как в комплексном лечении, так и в повседневной жизни, так, как ей давно известно, какое чрезвычайно мощное влияние оказывают ароматы на наш разум и тонкое тело, прану.

 

Таким образом, масла в Аюрведе применяются для восстановления и поддержания равновесия трех дош (лечение полезней, восстановление гармонии, хорошего самочувствия, ощущения благополучия, эмоционального спокойствия и баланса, поддержание иммунитета (сюда же относятся косметические процедуры), как медицинские противовспалительные, антисептические, противомикробные средства, для улучшения когнитивных способностей (повышение работоспособности, концентрации, улучшения памяти), для гармонизации праны, тонкого тела, мыслей (ментального здоровья), в качестве бытовой гигиены (натуральные средства ухода за домом), поддержка в изменяющихся обстоятельствах (изменение сезонов года, переезды, путешествия, стрессы).

 

Аюрведическая ароматерапия предлагает использовать эфирные масла несколькими способами:

- распыление (аромадифузор, аромалампа);

- от самых прсотых самомассажей до сложных медицинских массажей;

- сауны и ванные;

- в уходе за кожей и волосами;

- компрессы.

 

Ароматерапия имеет так много применений и такую простоту в использовании, что даже если у вас супер плотный распорядок дня, вы все равно можете пользоваться преимуществами любимых эфирных масел или составов. Вы можете распылять их дома, брать с собой на работу, добавлять в масла для массажа, в шампуни, лосьоны  и другие косметические средства. Они занимают мало места, но имеют большое значение. Самое важно, что они уравновешивают наш разум и тело!

Подробнее об ароматерапии

__________________________________________________________________________________________________

Превращение ядов жизни в нектар Сомы

Жизнь является нашим главным учителем. Многие полагаю, что именно для этого мы и живем – научиться. Жизнь предлагает нам самые разные ситуации, и смотрит, как мы будем справляться  сними – горевать, радоваться, бездействовать или преодолевать. Порой то, как мы справляемся со своими проблемами, приобретая бесценный опыт, намного важнее того, что фактически происходит в этот момент. То, чему мы обучаемся в процессе жизни – это главная наша ценность. Ведическая культура говорит о том, что эта ценность не проходит бесследно, она остается с нами на протяжении всех наших дальнейших воплощений.

 

Так чему же мы учимся? Древнейшая ведическая философская традиция говорит о том, что мы учимся переживать, а переживая, мы познаем этот мир все глубже и полнее. Эмоции, чувства, переживания – это то, ради чего мы находимся здесь. Это также то, благодаря чему удерживается наша жизненная энергия, наша Прана, наша Шакти. Существует девять главных эмоций – гнев, отвращение, страх, сострадание, удивление, отвага, радость, любовь и спокойствие. Все они являются инструментом божественного проявления, переживание и выражение всех этих эмоций являются неотъемлемой частью жизни каждого человека. Поэтому подавление эмоций равноценно подавлению самой жизни, это приводит к болезням и смерти.

Сегодня многие знают о психосоматике – связи тела человека с его психикой. Когда мы хотим узнать, с чем именно связано наше заболевание, мы, по сути, говорим о подавление эмоций, которые влекут за собой различные блокировки на уровне тела. Врачи-натуропаты говорят нам в таких случаях о высвобождении эмоций. Но этого мало, надо знать, куда, для чего и каким образом их направлять после того, как мы ощутим их в себе. Эмоции и чувства необходимо не только уметь выражать, но и знать, как это делать грамотно. Только в этом случае они становятся выразителями божественной и вечной радости, которые возвышают нас, помогают расти и развиваться.

Если же мы их блокируем, они превращаются в токсины, которые разрушают и истощают нас изнутри. А если выражаем без правильного направления, мы культивируем эгоизм и эгоистическое существование, которое также отравляет нашу жизнь не меньше яда, разлагающего нашу душу и тело (пусть и не сразу заметно для нас). В подавляющем большинстве, такие эмоции проявляются в том, чем мы живем сегодня – работа, путешествия, эмоции от СМИ, избегание болезней, цифровые развлечения, общение в интернете. Наши сегодняшние эмоции и переживания основаны на деньгах, средствах массовой информации, общественном признании. Эти эмоции не затрагивают нашего внутреннего существа, и поэтому, в конце концов, мы чувствуем себя опустошенными.

 

Ключ к правильному переживанию и проявлению эмоций лежит в поиске и движении на встречу безвременным, вечным, переживаниям жизни, таким как: красота природы, звуки священных песнопений, молитв и мантр, возвышенная архитектура храмов, общение с духовно развитыми людьми и чтение духовной литературы, созерцание великих произведений искусства, практики медитаций, развивающие нас духовно. Если мы действительно хотим по-настоящему наслаждаться жизнью и при этом двигаться вперед, вверх, мы не должны тратить время на погоню за тем, что вульгарно, мелочно или поверхностно.

Проблема сегодняшней жизни еще и в том, что сегодня мы крайне редко можем встретиться с настоящим проявлением высших переживаний. Наш мир наводнен лже-учителями, лже-провидцами, лже-просветленными. Часто мы не можем отличить одного от другого по той простой причине, что мы никогда с «другим» не встречались, мы сталкивались только с бесконечным проявлением первого. Если вы согласны со мной, то, скорее всего, вы согласитесь и с тем, что где-то в глубине души, или даже явно, мы постоянно видим в этих людях нехватку чего-то неуловимого, но крайне важного – внутреннего спокойствия, скрытой, но ощутимой жизненной силы или глубокого содержания. Мы, словно слепые котята в поисках мамкиной сиськи, пойманы обыденным миром личных утверждений и приобретений, тщетно пытаемся найти духовных наставников, с каждым днем все больше разочаровываясь. 

 

 

Однако не стоит ждать великого гуру для того, чтобы начать путь великого ученика. Для начала стоит признать саму жизнь своим Гуру. Только после того, как мы примем жизнь и все, что в ней происходит, своим мудрым учителем, мы начнем обретать почву под ногами, мы пройдем через испытания и невзгоды, преобразовав их во внутренний нектар мудрости и спокойствия, уверенности, решительности и опоры, но не под ногами, а в глубине своего сердца.

В ведической культуре это называют положительной радостью, в которой человек пребывает в максимально остром переживании своего опыта, каким бы он ни был, в восторге бытия и свете сознания, который пронизывает все. Жить таким образом, будучи окруженным счастливыми обстоятельствами – это одно. Сохранять положительную радость даже в несчастье – другое. Нужно учиться чувствовать боль, не создавая новой боли ни другим, ни себе. Надо найти ощущение счастья в печали и любить, даже в отвержении.

__________________________________________________________________________________________________

Растения для восстановления и поддержания гармонии пяти пран

 

Прана в переводе с санскрита означает "дыхание" – это жизненная энергия, рассматриваемая индийскими мыслителями как основная функция жизнедеятельности любого существа.

 

Согласно древнеиндийским представлениям, прана в теле человека является микрокосмическим аналогом ветра – царя вселенной («Ригведа»). Так, в «Атхарваведе» возвеличивается прана – дыхание, которое было и есть и на котором основано все.

 

Уже в древних Упанишадах различаются пять пран:

 

  • прана – дыхание в собственном смысле, вдох и выдох;

  • удана – дыхание, идущее вверх и локализуемое в горле;

  • вьяна – дыхание, разлитое по всему телу и локализуемое между первыми двумя, которое поддерживает жизнь между вдохом и выдохом;

  • самана – общее или "срединное" дыхание, локализуемое в области пупа и соотносимое с пищеварением;

  • апана – дыхание, идущее вниз.

 

 

Человек, который умеет собирать прану и контролировать ее, обладает сильной жизненной энергией, любознательностью, энтузиазмом, жизнелюбием. Такой человек умеет контролировать свои чувства и подчинить свои жизненные потребности высшей воле и собственному духовному устремлению.
Сильная жизнестойкость сказывается положительным образом и на здоровье, поскольку она сообщает физическому телу необходимое количество энергии.
Чудесному искусству управления праной обучает древнейшая йогическая практика ПРАНАЯМА. Однако, к ней невозможно подступиться просто пожелав. Прежде придется освоить предшествующие ей такие практики йоги как яма, нияма и асана.

 

Тем не менее, поддержка правильного движения пяти пран в организме является основой исцеления многих заболеваний на тонком энергетическом уровне. Поэтому аюрведические врачи придумали, каким образом человек любого уровня знаний мог бы способствовать здоровой циркуляции праны в своем теле.

 

Наряду с медитацией и пранаямой, многие растения являются отличным средством для гармонизации пяти пран. Некоторые из них нам хорошо известны, часто мы применяем их в виде специй или лечебных отваров, другие – известны лишь поклонникам аюрведы, так как они растут только в тропической климатической зоне:

 

  1. ПРАНА

 

Потогонные растения, увеличивающие силу нашего дыхания, избавляют от слизи, стимулируют работу мозга и чувств и улучшают аппетит:

корица, шалфей, аир, мята, чабрец, туласи (базилик священный), эвкалипт, эфедра, чеснок, перец пиппали.

 

2. УДАНА

 

В основном это растения-специи и растения с вяжущим вкусом, избавляющие от кашля, увеличивающие жизнестойкость и укрепляющие иммунную систему:

аир, ягоды лаврового дерева, девясил, лобелия, туласи, харитаки, перечная мята, коровяк, мать-и-мачеха, лакричник (солодковый корень).

 

  1. ВЬЯНА

 

Растения, способствующие циркуляции вьяны в сердце, крови и костно-мышечной системе:

корица, ниргунди, арджуна, девясил, гуггул, шафран, куркума, гудучи, сибирский женьшень, дягиль.

 

  1. САМАНА

 

Растения, способствующие пищеварению и впитыванию саманы через тонкую кишку:

кардамон, фенхель, имбирь, корица, горчица, тмин, базилик, черный перец, мускатный орех.

 

  1. АПАНА

 

Растения, обладающие легким слабительным действием и очищающие направленные вниз каналы тела, помогают проникновению праны через толстую кишку:

трифала, харитаки, семена льна, касторовое масло, мякоть алоэ, асафетида.

 

По материалам книги С.М. Неаполитанского "Аюрведа на каждый день"

 
 

__________________________________________________________________________________________________

Все статьи и материалы сайта psyhealth.ru являются собственностью авторов и/или Благотворительного фонда «Берег». В соответствии с законом РФ «Об авторском праве и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 № 110-ФЗ, от 20.07.2004 № 72-ФЗ), любое использование, материалов сайта psyhealth.ru допускается только с разрешения их правообладателей. Под использованием понимается любое воспроизведение, распространение, переработка, перевод и другие способы, предусмотренные Законом РФ "Об авторском праве и смежных правах".

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.