АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Ведическая традиция, в которую входит Аюрведа, а  вместе с ней Аюрведическая психология, основывается на знаниях Древнейшей цивилизации нашего мира. Ее мудрость на протяжении тысячелетий служила людям источником духовного, душевного и физического благополучия, здоровья и счастья. Эта наука столь обширна и глубока, что не может быть ограничена ни временем, ни пространством. Она и сегодня открывает перед нами кладезь практических знаний, помогающих вести здоровую и осмысленную жизнь.

 

Главное отличие Ведической традиции в целом (и Аюрведической психологии в частности) от современной западной – это наличие четкой и ясной, логически выстроенной картины Мира, принципов и законов Мироздания, что позволяет ей быть чрезвычайно глубокой и содержательной, объяснять и  наполнять светом мудрости все до единой сферы жизни. Соответственно, на этом же строятся процессы лечения, помощи, восстановления физического и психического здоровья. На каком бы уровне своего физического или душевного состояния вы ни обратились к ведическому или аюрведическому специалисту, вам всегда будет предложены пути не только восстановления, но и дальнейшего движения вверх/вглубь, самораскрытия и самореализации.

 

Таким образом, аюрведические методы психотерапии помогают не только решать многочисленные психологические вопросы, но также способствуют укреплению психического здоровья, восстановлению и профилактике физического состояния и самое важное – глубокому духовному росту.

 

С аюрведической точки зрения психотерапевтическое консультирование не должно сводиться к беседе, к одному лишь обсуждению эмоционального состояния, или к психоанализу. В отличии от западного консультирования, в котором психолог старается удержать нейтралитет, не указывая, определенного направления мысли или действий, аюрведический психолог, помимо того, что он исследует причины психического дисбаланса, не двусмысленно показывает пути к восстановлению гармонии. Важная роль ведического терапевта состоит в том, чтобы объяснить клиенту аспекты природы его личности, так как только после того, как  человек действительно понимает привычные, но разрушительные для него схемы поведения, он готов реально меняться.

 

Терапевт помогает клиентам понять, каким образом работают тело, сознание и дух, обучает инструментам корректировки организма на разных уровнях – физическом, энергетическом, ментальном, духовном.

 

После объяснений большая часть консультирования посвящается обучению действенным методам, позволяющим менять свою жизнь к лучшему. Причем, методы не только подбираются индивидуально каждому, но корректируются под физиологические и психологические особенности, образ жизни и ритм жизни каждого человека.

 

Аюрведическая терапия во многом представляет собой процесс обучения. К людям, обращающимся за психологической помощью, Аюрведа относится как несведущим в науке правильного использования своего ума и тела, из-за чего возникает большинство болезней. Поэтому, первое, что делает терапевт – обучает восстановлению баланса в теле и уме. Но, что самое важное, аюрведический психолог строит свою работу таким образом, чтобы общение с клиентом способствовало пониманию, кто мы есть на уровне нашего внутреннего сознания. Он помогает людям вернуться к их истинным духовным ценностям, порой помогает найти истинного духовного учителя. Потому, что истинное исцеление обязательно ведет к духовности, позволяет выйти за пределы частного мнения нашего эго, за рамки простого удовлетворения своим физическим и психическим состоянием.

Аюрведический консультант работает по четырем основным направлениям жизни:

 – физические и физиологические факторы: образ, стиль и режим жизни, диета, физическая нагрузка и упражнения, прием энергетических и биологических добавок и лекарств;

– психологические факторы: мысли, эмоции, впечатления, переживания;

– социальные факторы: личные взаимоотношения на всех значимых уровнях (семья, друзья, коллеги, соседи, партнеры, дети), работа (профессиональная самореализация), отдых, хобби;

– духовные факторы: мировоззрение, религия, духовная самореализация, йога (как метод духовного самосовершенствования), медитация.

 

Аюрведическая психология рассматривает физические, психологические, социальные и духовные факторы в тесной взаимосвязи друг с другом. Привычки питания, сон, физические нагрузки – отражаю состояние нашего ума, социальные и личностные проблемы являются причинами психического дисбаланса, а также проявления многих заболеваний. А духовные факторы являются главным источником всех психических расстройств, поскольку умиротворить и привести к реальной гармонии наш нестабильный от природы ум, способно лишь наше высшее сознание.

Теория и практика Аюрведы построены на Философии Санкхьи, которая подробно и ясно объясняет взаимосвязи и влияние друг на друга сознания, ума, эмоций и тела. Основываясь на этом, традиционная аюрведа выделяет три основные причины расстройств и заболеваний.

 

Причины расстройств и заболеваний:

 

  1. Дисбаланс дош (психо-физический тип тела), который обусловлен конституцией тела или внешними факторами.

  2. В уме преобладают гуны раджас и тамас, и недостает саттвы.

  3. Кармические факторы, или результаты предыдущих действий, в том числе прошлых жизнях.

 

Эти три фактора появления болезни связаны между собой, но один из них является доминирующим. Например, дисбаланс дош часто вытекает из избытка гунн раджаса и тамаса, которые в свою очередь, могут отражать более глубокие кармические проблемы.

 

Для решения глубинных проблем – лечения не только следствия (например, дисбаланс дош), аюрведа предлагает решение сразу по трем направлениям:  

 

  1. Терапия для восстановления баланса дош используется правильное питание, применение трав, соответствующий образ жизни и другие методы, восстанавливающие равновесие дош.

  2. Для восстановления гармоничного соотношения гунн, аюрведа применяет такие практики, как йога-терапия и саттвическая терапия (асаны, пранаяма, мантры, медитации, саттвическую диету и образ жизни).

  3. Для уменьшения влияния негативной кармы, применяются специальные ритуалы, мантры, поклонения божествам.

 

Часто эти три метода пересекаются, аспекты каждого из них могут применяться для другого, так как главный корень причин всех расстройств лежит в уме, типе сознания и мышления, восприятия и типичного поведения. Плюс к этому на всех уровнях и здоровья и расстройства присутствуют психологические и эмоциональные факторы, которые тоже важно учитывать наравне с другими проявлениями болезни.

 

Все это определяется индивидуально в отношении каждого человека, в соответствии с его личными особенностями конституции тела, и психики (восприятия, эмоций и других проявлений), образа жизни и образа мышления, плюс особенностями его расстройства.

 

 

Разум, гуны, доши, болезнь

 

Неправильное и негармоничное соотношение дош (индивидуальное для каждого человека) имеет свойство накапливаться в организме в виде ядов – токсинов. Эти токсины, в свою очередь, проявляются в виде негативных, разрушающих эмоциях. Токсины Вата-доши проявляются в виде страха, неуверенности, беспокойства, Питты – гнева, Капхи – привязанности. И здесь не обойтись без психологического подхода. Мало то, что требуется определить вид психических проявлений, нужно найти их причину, а затем найти правильное противодействие на уровне ума, чтобы добиться глубинного решения вопроса. Каждый человек несет свою особую физиологическую и психическую энергию, которую надо понимать, чтобы разработать эффективный план лечения.

 

Понимая глубокую связь гунн и дош в человеческом организме, Аюрведа именно гуны называет основными причинами всевозможных расстройств – физического и психологического планов. Чтобы понять, как именно они поддерживают или оказывают разрушающее влияние на здоровье, надо помнить, что все в мире связано с 3-мя гуннами, и доши тоже. То есть Вата-доша может иметь три состояния и проявления: Саттву, Раджас и Тамас, и две другие доши так же.

 

Как это проявляется в жизни? Например, на нас всех, особенно проживающих в больших городах, происходит огромное влияние гуны Раджаса – активной энергии, страсти, конкуренции, стрессы, большое скопление народу, громкие шумовые и визуальные эффекты и т.п. Все эти факторы в разы увеличивают в нас проявление Вата-доши – нервозность, тревожность, бессонница и проч. Если вы в целом человек саттвического склада характера и сознания, вам будет относительно просто справляться с подобными проявлениями «противоядиями» в виде устранения подобных внешних факторов и спокойного созерцательного размышления. Но, если вы человек, по природе раджастичный, главным образом руководствующийся собственными интересами, или тамасичный – склонный к тем или иным пристрастиям, и имеющий глубокие эмоциональные блокировки, то справиться с нарушением баланса дош будет намного сложнее, так как сами доши, их разбалансированные энергии в вас, будут сопротивляться лечению на внешнем уровне, таким как упражнения, диеты, принятие трав.

 

Соответственно роль аюрведического психолога это понимать, и снова учитывать при разработке эффективного плана лечения.

Но и это тоже не все. Как уже упоминалось, некоторые заболевания связаны с кармой, проявляющиеся в искаженном восприятии людей и жизненных ситуаций, и соответствующих болезненных реакций на них, в затянувшемся расстройстве дош. Часто человек не может ни увидеть их в себе, ни изменить. Аюрведическая терапия и психология имеют решения, которые способствуют устранению кармических проблем и кармических паттернов (самскар). Во многом этому способствует ведическая астрология, которой должен владеть любой ведический специалист, так как он помогает понимать многие аспекты и здоровья, и психологии и кармических сфер человека.

 

Аюрведический психолог, или консультант – это человек, который осознает все вышеперечисленные факторы: психологию дош, гунн и кармы. При этом помня и объясняя, что главную роль в нашей жизни играет разум, осознанный подход к своей жизни в целом, к телу, здоровью, поведению, психике.

 

Аюрведическая психология и Западная психология

 

Аюрведическая психология построена на принципах философии Санкхьи. То есть в ее основе лежат глубинные знания о создании Творения, о человеке, о законах Природы и Души.

 

Совсем иная картина с Западной психологией, которая, как и все доминирующее образы мысли в западном обществе, построена на системе ценностей общества потребления, практически игнорируя духовные ценности. Речь не идет о конкретной фигуре Бога, той или иной религии, или конфессии, речь об игнорировании этих важнейших дефиниций в общественной жизни и мысли в целом. 

 

​Такие вопросы, как: "Кто я?", "Как и для чего я пришел в этот мир?", "Как создан и устроен мир?", "Что есть смерть и есть ли жизнь после смерти?", "Куда я уйду после смерти?", "Существует ли другой мир, другая жизнь на других планетах?" "Есть ли Бог и какой он?" - Все эти вопросы избегаются, замалчиваются, даже священнослужители далеко не все  в состоянии поддержать разговор на эту тему, а, ведь это их прямая обязанность.

 

​Аюрведа, и вместе с ней аюрведическая психология, как наука о поддержании здоровья человека на всех уровнях его жизнедеятельности, уделяет этому вопросу одно из самых важных мест. Именно грамотные размышления и понимание этих духовных сфер являются корнем и залогом как физического, так и душевного здоровья человека, а также основой его ощущения счастья, постоянного развития и самореализации.

 

​На этом же построено кардинальное отличие Западной психологии и психотерапии от Восточной, в особенности психологии Йоги и Аюрведы. В основе принципов и практики аюрведической психотерапии лежат именно духовные взгляды на Мироздание и построение Мира. Сам процесс консультирования базируется на этих принципах. Аюрведа полагает, что западная психология (раджастичная по своей природе), и в консультировании также останавливается на принципах Раджаса (энергии, активности, движении, целей, - но не духа). Порой, некоторым людям этого бывает достаточно. Но многим этого мало, после кратковременного облегчения они чувствуют пустоту или незавершенность процесса психотерапии. Но обратиться им некуда, потому что эта концепция доминирует как в обществе в целом, так и в психологическом сообществе Запада в частности. В то время как аюрведическая психология во главу угла ставит принципы Саттвы - то есть принципы духовного роста, духовного процветания и духовного развития.

 

​Но, кроме этого, что может быть даже важнее, Аюрведа считает главной задачей врача (которым во многом является и психолог, и психотерапевт) обучение людей, в том числе обучение грамотному взгляду на свою личную жизнь и на свое более глобальное место в мире. Потому что это ключ к истинному успеху, счастью, процветанию и здоровью. Поэтому врач или психолог, с точки зрения Аюрведы, не имеет права останавливаться на достижении только внешнего успеха, но должен подвигать и объяснять пути продвижения дальше, выше к "Небу", глубже в себя, чтобы у каждого была возможность жить по-настоящему полной жизнью, пребывать в постоянном развитии. 

 

​Разумеется, западная психология и медицина в целом не может давать такую возможность, хотя бы потому, что врачи не знают пути реализации этой задачи. 

 

​Аюрведа сравнивает западное общество с людьми, которые садятся за руль автомобиля, не умея водить и не зная правил дорожного движения, при этом выезжающих не просто на проезжую часть, а на скоростную трассу с приличным трафиком, что буквально равносильно самоубийству. Но мы никогда не задумываемся об этом и несемся в пропасть, кто на полном ходу, а кто помедленнее. 

Роль грамотных взаимоотношений в психическом состоянии человека

 

Люди – существа социальные, то есть мы созданы во многом, для общения. Для подавляющего большинства людей общение – часть нашей жизни, равноценная дыханию. На основе общения выстроена практически любая область нашего существования. Это не случайно, и это крайне важный аспект, который мы не просто не можем сбрасывать со счетов, а обязаны учитывать и взвешивать максимально внимательно и грамотно. По этой причине Аюрведическая психология считает грамотно построенные взаимоотношения залогом психического благополучия.

 

Многие моменты наших проблем, связанных с другим людьми, мы можем предотвратить пониманием того, как необходимо строить отношения, на чем они должны основываться, по каким принципам развиваются и т.д. И главное, что мы должны понимать и делать – это окружать себя подходящими людьми. Есть прекрасные пословицы, напоминающие нам об этом: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», или «Уж лучше быть с самим собой, чем с кем попало».

Кто такие – подходящие нам люди?

 

Подробно, этот вопрос мы изучаем на лекциях по Ведической психологии. Но главные моменты стоит всегда помнить:

Нужно общаться с теми, кто:

  • способствует нашему развитию;

  • вдохновляет;

  • приносит душевное равновесие;

  • помогает сохранять хладнокровие и спокойствие ума.

Держаться дальше от тех, кто:

  • тянет на дно;

  • постоянно критикует;

  • выводит из равновесия;

  • внушает беспокойство;

  • портит нам нервы;

  • оскорбляет нас или других людей.

Если мы хотим двигаться вперед, самосовершенствоваться, следует стремиться к тому, чтобы:

  • в наших взаимоотношениях с людьми преобладали доброта и мудрость;

  • нас окружали духовные наставники и настоящие друзья,

  • нас окружала природа, произведения искусства, мудрые книги;

  • мы были настроены на одну волну с мыслями и деяниями мудрых людей;

  • мы сами оказывали благотворное влияние на других людей;

  • создать коллектив или группу друзей, которые буду помогать друг другу в духовном развитии.

Аюрведа считает, что регулярное общение с людьми, которые способствуют духовному продвижению, более целебно, чем посещение врача или психолога. Так как в обществе таких людей психологические проблемы, корень которых кроется в привязанности к материальному, разрешаются естественным образом.

 

С другой стороны, поначалу именно аюрведический консультант может выполнять для клиента роль старшего духовного товарища, так как он должен обеспечивать глубокий уровень искреннего общения, которое благоприятствует разрешению проблем и поднимает человека на новый уровень. Аюрведа считает именно недостаток духовного общения главной причиной психологического неблагополучия современных людей. И в этом плане аюрведическая психология и психотерапия выполняет сегодня крайне важную и ценную роль.