Другое   /   Читать   /   Статьи Дэвида Фроули       

 

Йога и Аюрведа: науки самореализации и самоисцеления

Перевод статьи Dr David Frawley

Yoga and Ayurveda: The Sciences of Self-Realization and Self-Healing

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Жизнь (Ayu) – это синтез (samyoga) тела, чувств, ума и перевоплощающейся души.

Аюрведа – самая священная наука о жизни, исцеляющая и благотворная

для людей, как в этом мире, так и за его пределами.

 

Чарака Самхита, Сутрастхана, I.42-34

 

 

Йога и Аюрведа

 

Йога – одна из самых выдающихся духовных наук, которые когда-либо открывало человечество. Она подобна драгоценному камню восхитительных пропорций, который состоит из множества граней, свет от которых может озарить всю нашу жизнь возвышенным смыслом. Это одна из немногих духовных традиций, история которой насчитывает более пяти тысяч лет, и которая сохраняет непрерывное развитие на протяжении всей истории. Охватывая все аспекты человеческого существа и мира природы, она может раскрывать все высшие силы, которые доступны нам как внутри, так и снаружи.

 

Методы Йоги охватывают все области нашего существования – от физического, сенсорного, эмоционального, ментального и духовного до высшей Самореализации. Она включает в себя все методы высшей эволюции человека – физические упражнения, этические дисциплины, контроль дыхания, сенсорные методы, аффирмации и визуализации, молитву и мантры, и комплекс медитативных дисциплин. Йога понимает взаимосвязь физических, тонких и бесформенных вселенных с безграничным бесконечным за пределами времени и пространства, и показывает нам, каким образом они также существуют внутри каждого отдельного человека.

 

Йога – это плод учений гималайских мудрецов, который восходит к периоду, который йоги считают началом текущей мировой эпохи, или цикла цивилизации, начавшийся около десяти тысяч лет назад. Говорят, что это учение продолжает традиции еще более ранних духовных учений высоко продвинутого уровня, о которых нынешние цивилизации позабыли. Йога – это квинтэссенция мудрости бесчисленного множества мудрецов, собиравшаяся на протяжении веков, непрерывное наследия духовного стремления человечества, адаптированное к конкретным требованиям каждой эпохи и каждого человека. Йога похожа на огромное и роскошное баньяновое дерево, распространяющее наши высшие потенциалы и дающее им силу и питание.

 

Как и Йога, с которой происходило ее становление, Аюрведа обладает долгой историей со многими уровнями, большим разнообразием и постоянным развитием, что делает ее актуальной для всех людей во все времена. Аюрведа одна из самых выдающихся целостных медицинских систем в мире. Она охватывает все аспекты здоровья и благополучия – физические, эмоциональные, ментальные и духовные. Она включает все методы исцеления от диеты, трав, упражнений и режима образа жизни до йогических практик и медитации. Благодаря своему уникальному пониманию индивидуальной конституции, Аюрведа дает представление каждому человеку и каждой культуре о том, как построить жизнь в гармонии с миром Природы и со своим Высшим Я. Благодаря глубокому пониманию законов Природы, Аюрведа предлагает оптимальное здоровье и развитие для всех существ.

 

Следуя по стопам йоги, которая уже известна и представлена во всем мире, Аюрведа становится одной из самых важных глобальных систем медицины тела и разума. Она показывает нам, как понимать язык природы, язык жизни, чтобы мы могли жить в гармонии c огромной вселенной, не развиваясь только лишь для самих себя, а принося пользу всем существам. Аюрведа содержит секреты не только для исцеления человека, но и для духовного роста общества, всех существ и самой планеты.

 

Йога и Аюрведа – родственные науки, которые развивались вместе и неоднократно влияли друг на друга на протяжении всей истории. Они являются неотъемлемыми частями великой системы Ведического знания, которое утверждает, что вся вселенная является Единым Я, и что ключ к космическому знанию находится в наших собственных умах и сердцах. Как ведические дисциплины, Йога и Аюрведа работают вместе, для того, чтобы усилить свои выдающиеся преимущества на всех уровнях. Их можно объединять с соответствующими Ведическими или йогическими науками, такими как астрология, архитектура, музыка и грамматика (построение языка) для еще более широкого подхода.

 

Йога – это, прежде всего наука Самореализации. Ее задача – духовная практика, в основном посредством медитации, чтобы вывести нас за пределы печалей и невежества этого мира. Она учит тому, как перейти от нашей ориентации на тело и идентификации с себя с эго к нашему бессмертному «Я», которое обитает в сердце. Йога дает ключ ко всему духовному развитию, которое в ведическом смысле означает познание нашей истинной природы, вне времени, пространства, смерти и страданий.

 

Аюрведа – это, прежде всего, наука о Само-исцелении, направленная на облегчение болезней тела и разума. Это не значит, что Аюрведа просто метод личного исцеления, который не требует помощи терапевтов или врачей. На самом деле Аюрведа говорит, что врачи незаменимы при сложных заболеваниях и при изменяющихся требованиях для поддержания здоровья. Аюрведа как Само-исцеление означает, что она связана с восстановлением целостности, с нашим внутренним Я, как своей конечной цели, и которое и является духовным исцелением.

 

Задача Аюрведы облегчить телесные и психические расстройства и способствовать как физиологическому, так и психологическому благополучию. Тем не менее, целью классической Аюрведы, как и классической Йоги, является Само-реализация – высшая форма Само-исцеления. Аюрведа показывает нам, как достичь оптимального здоровья не для внешнего удовольствия, а для достижения здоровой базы и достаточного количества энергии для йогических поисков.

 

Связь между Йогой и Аюрведой – это прана, или жизненная сила. Йога – это разум праны, стремящийся к большим эволюционным преобразованиям, в то время как Аюрведа – это ее целительная сила, стремящаяся консолидировать уже развитые жизненные системы. Вместе, Аюрведа и Йога, создают совершенную дисциплину, которая может трансформировать нашу жизнь, начиная с физического до глубинного духовного уровня нашего существа, вместе с которым придет необычайная жизнеспособность и креативность на всех уровнях.

Йога и Аюрведа на Западе

 

Йога – это общий термин в современном западном мире, где классы йоги можно найти в каждом городе или районе. Большинство людей идентифицируют йогу с физическими позами или асанами, которые являются наиболее очевидной стороной системы. В то время как асаны йоги могли бы стать хорошей дверью в огромный храм Йоги, так как в реальности они едва ли представляют полную структуру или главное божество этого храма. В конечном итоге большинство из тех, кто изучает йогу, соприкоснуться с ее более полными и более духовными практиками, такими как мантра и медитация.

 

Также Аюрведа сегодня становится известной на Западе как особая система натуральной медицины. В большинстве городов страны есть аюрведические центры. Аюрведические травы можно найти во многих магазинах здорового питания. Идея аюрведических конституциональных типов представлена в ряде популярных книг и журналов. Однако физическая сторона аюрведического лечения с помощью диеты и трав является лишь частью системы. Внутренний аспект аюрведы, исцеление тонкого тела и ума (который включает йогические практики и медитацию), является другой ее стороной, и, возможно, более важной.

 

Многие центры Йоги предлагают аюрведическую терапию, так как эти две науки обычно изучают вместе. Тем не менее, многие люди, которые познакомились с йогой на основе физической модели, могут не полностью осознавать ее важной связи с аюрведой. Включая также то, что многие преподаватели йоги и йога-терапии могут сами не иметь аюрведического обучения.

 

Традиционно в Индии йога имеет дело с духовной стороной жизни, которую мы представляем как путь Самореализации. С другой стороны Аюрведа занимается физическими и ментальными расстройствами, а также рекомендует режимы образа жизни. Йога как терапия, ее упражнения, традиционно предписывались в аюрведическом контексте. Классическая йога-терапия была аюрведической как в теории, так и в практическом применении. Этот факт следует иметь в виду тем, кто сегодня применяет йогу в лечебных целях. Им не следует игнорировать потенциальные преимущества добавления аюрведических идей к йога-терапии. Им следует изучить и понимать аюрведический эффект от йогических практик, а не просто пытаться определять йогическое лечение лишь с точки зрения современной медицины и современной психологии.

 

Совместное изучение Йоги и Аюрведы имеет огромное значение для каждой дисциплины, и для понимания более полной картины жизни, к которой обе науки обращаются столь глубоко. Восстановление целостности тела, разума и духа – вот то, к чему мы все стремимся, как индивидуально, так и коллективно.

__________________________________________________________________________________________________

Психологический иммунитет и как его оценить

Перевод статьи Dr David Frawley

Psychological Immunity and How to Measure it

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Мы все знаем о важности физического иммунитета. Это наша способность противостоять болезням, отражать патогенные воздействия, переносить жару и холод и другие сезонные изменения, иметь достаточно физических сил и выносливость, замедлять процессы старения и исцелять наши тела изнутри, будь то травмы или хронические заболевания. Если все это работает, мы имеем крепкое здоровье и хорошее самочувствие.

 

Но что такое психологический иммунитет? Это во многом нечто похожее – способность ума противостоять болезням, не позволять проникать в ум эмоциональным токсинам, переносить двойственность приобретения и потери, радости и печали, симпатии и отторжения. Это означает иметь достаточную ментальную силу, стабильность и выносливость, замедление процесса старения ума и памяти, устойчивую концентрацию и уравновешенные эмоции, без беспокойств, тревог и печалей. В таком случае  мы имеем позитивный жизненный настрой, мужество, решимость, удовлетворенность, Самоосознанние и креативность.

 

Как физические патогенны, такие как бактерии и вирусы, изобилуют во внешнем мире, так и психические патогенны в виде отрицательных эмоций, таких как страхи, гнев, ненависть, жадность или страсть могут проникать в наш разум из внешнего пространства. Мы также можем стать эмоционально токсичными и заражать других людей. Так же, как существуют заразные инфекционные заболевания и эпидемии, существуют массовые психологические расстройства, например, такие как насилие/жестокость толпы, опасные идеологии, военная пропаганда, или даже тревожащие, вводящие в заблуждение новости или развлечения.

Для того, что бы физический иммунитет был сильным, мы должны обладать стабильностью и стойкостью, чтобы противостоять превратностям природы, выдерживать стресс, связанный с тяжелой работой или физической нагрузкой. Для того, чтобы психологический иммунитет был сильным, мы должны уметь переносить симпатии и антипатии, критику, сопротивление и конфликты, не теряя при этом спокойствия и собранности и ясности ума. Мы должны обладать стойкостью, чтобы противостоять взлетам и падениям в человеческом поведении, которое может быть непредсказуемым и безжалостным. 

 

Как много сегодня людей, имеющих сильный психологический иммунитет? Вероятно, меньше, чем тех, кто имеет сильный физиологический иммунитет. Это потому, что мы редко должным образом культивируем его – питаем, обучаем, тренируем, и дисциплинируем ум так же, как многие пытаются сделать это с телом. Мы позволяем нашему уму работать неконтролируемым и неуправляемым образом, привязанному к кратковременным внешним воздействиям, которые редко подвергаются сомнениям относительно их ценности и реальности.

Определение психологического иммунитета

 

Есть простой способ измерить свой психологический иммунитет. Он равняется силе вашего внимания. Вы можете определить его по тому, как долго вы сможете удерживать свое произвольное внимание на любой интересующей вас теме, просто наблюдая, позволяя теме раскрываться, не реагируя, не давая никаких определений и не выражая своего мнения.

 

Поле вашего психологического иммунитета – это сила вашего внимания. Это поле создает щит сознания, который препятствует проникновению неосознанных сил извне. Сила внимания отражает ваш контроль над разумом и способность сохранять внимание, несмотря на негативные мысли, эмоции или ощущения, а также сохранять отстраненность, необходимую для того, чтобы они не проникли в разум и не повлияли на подсознание.

Для психологического иммунитета нам нужен медитативный ум, который стремиться быть постоянно осознанным, реагировать не быстро и оставаться сосредоточенным, даже тогда, когда приходится противостоять внешним факторам. Нам нужно независимое сознание, которое не зависит от того, что думают, чувствуют и говорят другие, которое опирается на наше собственное непосредственное восприятие и опыт нашего личного понимания вещей.

 

Сегодня сила нашего внимания измеряется секундами или миллисекундами, поскольку мы перевозбуждены – нас бомбардируют медиа-изображения, компьютерные игры, многочисленные развлечения, тревожные новости и драматические сенсации. Наш разум пребывает в состоянии бесконечного смятения и сильнейшего возбуждения, пока мы в изнеможении не падаем засыпая. Успокаивать и преодолевать вот такой рассеянный ум или викшипта читта (vikshipta chitta) – обучает нас Йога.

 

К сожалению, мы не обучаем наших детей развитии. Внимания или памяти, поэтому у них возникает много проблем со здоровьем, связанных со вниманием. Мы постоянно подключены к мобильным телефонам, музыке, видео и новостям. Мы не даем нашему уму пространство, возможности наблюдать и быть свободным. Мы полагаемся на наши гаджеты, которые нас направляют и хранят всю необходимую информацию.

Тишина Йоги

 

Истинные йоги могут удерживать свое внимание, не ослабляя и не нарушая, даже когда они окружены отвлекающими факторами или негативом, их не беспокоят лесть или оскорбления, похвалы или угрозы. Это успеха или сиддхи в практике Йоги, включая владение пратьяхарой, дхараной и дхьяной. В то время как асана помогает укреплять физический иммунитет, медитация необходима для психологического иммунитета. Мантра – ключевая практика для поддержания нашей силы внимания и психологического иммунитета. Имейте особую мантру, которой нужно придерживаться на глубоком уровне, удерживайте внимание под своим контролем, чтобы оно не блуждало и не рассеивалось, будь то биджа-мантра, такая как ОМ, Хрим, или Аим, или мантра Божественного имени, такая как Ом намах Шивая.

 

Конечно, мы должны пытаться исправить многие неправедные поступки в мире, но мы должны это делать с позиции внутреннего покоя и решимости, устраняя волнение в нашем собственном уме, создавая таким образом основу для попыток улучшения общества. Когда мы захвачены страхом или гневом при столкновении с трудностями, это указывает на то, что внешние силы сокрушили наш умственный иммунитет, и у нас нет достаточного количества саттвы или внутреннего света, чтобы действовать с ясностью и долгосрочным видением.

Давайте же разовьем внимательное осознание, которое выведет нас за пределы условных и запрограммированных ментальных реакций. Это основа Дхараны в Йога-практике, концентрация, цель которой – однонаправленный ум, что создает основу для еще более глубокой медитации, а не просто внушение одной точки зрения всем остальным. Истина (сатья) – это не точка зрения, а состояние осознания, способность видеть вещи такими, какие они есть, даже если это может быть неприемлемым для нас или для других.

 

Ваше личное внутреннее Я больше, чем весь мир, и не зависит от внешнего одобрения для того, чтобы быть довольным своей собственной природой. Не сравнивайте себя ни с кем. Не ищите ничего вовне для своей реализации. Свяжитесь со своим внутренним Существом, которое является единым со всем вселенной, в которой наш человеческий мир и все его волнения подобны проходящей волне на море! Помните о своем внутреннем бесстрашии и Ананде. Вся вселенная пребывает внутри вас. Самосознание – это основа психологического иммунитета, который вы можете свободно развивать внутри себя. Тогда никакие внешние волнения не смогут сокрушить вас.

__________________________________________________________________________________________________

Управление Вата-дошей в эпоху информационных технологий

Перевод статьи Dr David Frawley

Managing Vata Dosha in the Information Technology Era

с сайта

American Institute of Vedic Studies

Из трех дош – биологических типов тела: Вата, Питта и Капха – Вата-доша является самой частой причиной болезней. Она представляет собой элемент Воздух, который имеет тенденцию будоражить, дробить и отделять от нас более тяжелые элементы, которые поддерживают наше физическое существование. Питта-доша (огонь) и Капха-доша (вода) являются более стабильными силами, хотя каждая из них имеет свои собственные склонности к болезням. Люди типа Ваты обычно худые, сверхчувствительные, легко возбудимые и тревожные. И все же мы все сегодня пребываем в напряженном мире, когда нестабильность Ваты влияет на нас и делает нас уязвимыми как к физическим, так и к психологическим факторам, вызывающим болезни, включая слабый иммунитет и низкую сопротивляемость организма.

Вата доша связана с появлением многих болезней, включая состояния, вызванные старением, слабым иммунитетом, потерей веса, слабостью, нервными и психологическими расстройствами всех типов. Она подталкивает две другие доши, которые не могут двигаться без ее мотивирующей силы. Высокая Вата приводит к болям, слабости, беспокойствам, потери равновесия и дисфункции различных видов. Из-за нее возникает большинство хронических и дегенеративных заболеваний.

 

В нашу стремительно развивающуюся эпоху информационных технологий у нас появляется много новых расстройств Ваты, а также обострение старых. Нас изо дня в день бомбардируют будоражащие сигналы электрических стимуляций с наших медиа устройств, от сотовых телефонов и компьютеров до постоянного шквала масс-медиа, дае в общественных местах, которые увеличивают возбуждающие качества Ваты. Мы все больше принимаем лекарственных и восстанавливающих препаратов, которые также могут быть очень токсичными для нашей нервной системы, иссушать и истощать ее, а также нарушать ее естественный баланс. Кроме того, мы часто находимся в дороге, много перемещаемся, меняем место жительства, работу и даже партнеров. Мы нерегулярно питаемся, часто фаст-фудом и искусственными продуктами, и редко настоящей естественной едой. В добавок к этому, наш неестественный образ жизни часто включает в себя излишние поездки, переутомление, злоупотребления, которые также сказываются на здоровье. Все это создает идеальную ситуацию для увеличения Вата доши как на физическом, так и на психологическом уровнях.

На физическом уровне мы страдаем от плохого пищеварения, плохой работы выделительной системы, сухой кожи, аллергии, артрита, ослабленной иммунной системы, истощения и слабости – все это связано с Вата-дошей. На психическом и психологическом уровнях мы страдаем от бессонницы, плохих снов, страхов, беспокойства, тревожности, стрессов, одиночества, слабости и гиперчувствительности – все это также следствие повышенной Вата-доши. Проблемы с Ватой лишь усиливаются с возрастом, этапе Вата-доши в жизни человека.

 

 

Лечение Вата-доши сегодня

 

На физическом уровне, чтобы противостоять высокой Вата-доше, требуется регулярная насыщенная и питательная диета, свежеприготовленная и с мягкими специями, такими как имбирь, корица, кардамон, куркума и кумин, для улучшения пищеварения, из цельного зерна, бобов и чечевицы, корнеплодами, семенами, орехами и молочными продуктами, в особенности снижающими свойства Ваты. Относительно нашего физического стиля жизни, необходимы прогулки на природе, на чистом воздухе, регулярные легкие упражнения и ранний отход ко сну, правильный отдых и расслабление, а также продолжительный отпуск, лечебные и йогические ретриты.

Существует много Аюрведических тонизирующих трав для уменьшения Вата-доши, включая ашвагадху, бвлу, шатавари, джатамамси, аир, брами и шанкха пушпи. Их лучше всего принимать в Аюрведических препаратах, таких как ашваганда ариша, ашваганда лехьям, чьяван праш, брахва расаяна, или различные молочные лечебные отвары. Люди вата типа нуждаются в увеличении своего Оджаса (первичной жизненной энергии) с помощью этих укрепляющих трав. Аюрведическая слабительная формула трифала важна для снижения уровня Ваты в толстой кишке (в главном месте накопления в организме энергии Ваты, что приводит к возникновению болезней).

 

Для ума, нервной системы и костей также хороши травы, такие как ашваганда, аир и брами. Но их лучше использовать  в качестве лечебных масел, таких как брами гхи, балашвагандха таилам, масла маханараян или дханвантарам, обильно нанесенные на тело в теплом виде, в том числе на голову, шею, уши, позвоночник и суставы. Очень хорошо подействует, если просто нанесете каплю масла широдхары или теплого кунжутного масла на голову. Также может потребоваться использование специальных аюрведических очищающих или масляных клизм или басти. Люди типа Вата-доши нуждаются в ежедневном масляном массаже, особенно перед сном.

 

Для Вата доши отлично подходят мягкие, медленные и успокаивающие асаны Йоги, медленная и глубокая пранаяма, без силовой практики, с равномерным распределение концентрации Очень полезны вдохновенное религиозное пение и заземляющие формы медитации. Превосходны пратьяхара, йогическая релаксация, и йога-ниндра, они позволяют отпустить ум, вместе с его тревогой и беспокойством.

 

Большинство проблем Вата-доши начинаются с возбуждения и нерешительности в уме, переживанием о невозможности совладать с ситуацией и потерять самообладание, которые усугубляются беспокойством и негативным мышлением. Люди типа Ваты должны развивать спокойствие, тишину, невозмутимость, отрешенность и умиротворенность ума. Мы никогда не должны позволять миру становиться больше, чем наша собственная внутренняя природа, в которой заключены силы всей вселенной.

 

Нам не нужно реагировать на все, что случается в мире, большая часть которого нас не касается. Нам нужно хорошее чувство юмора и восприимчивость к благотворным силам высшего сознания, которые возможно найти в любой момент. 

 

Наш мир может показаться слишком сложным для того, чтобы управлять им, со слишком большим количеством дел, которые необходимо сделать, со слишком большой ответственностью, запутанностью, вовлеченностью и расходами. Но мы всегда можем вернуться внутрь самих себя, и выйти за пределы всего, что происходит снаружи.

 

Чтобы уменьшить Вату, мы должны отказаться от своих тревожных умов и позволить блаженству сознания руководить нами изнутри. Для доши Вата это возможно, поскольку она на высоком уровне, как воздух и пространство, дает нам ощущение того, что наша истинная реальность находится за пределами материального мира. Давайте двигаться как ветер, проходя сквозь, охватывая и превосходя все!

 
 
 

__________________________________________________________________________________________________

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru обязательна ссылка на сайт psyhealth.ru.