Другое   /   Читать   /   Тексты   /   Йога-сутры Патанджали      

ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ

Б. К. С. Айенгар

 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самадхи пада

​​

I.1   АТХА ЙОГАНУШАСАНАМ

 

С молитвами о божественном благословении приступим теперь к изложению священного искусства йоги.

 

 

I.2   ЙОГАХ ЧИТТА ВРИТТИ НИРОДХАХ

 

 Йога – это прекращение движений сознания.

 

 

I.3   ТАДА ДРАШТУХ СВАРУПЕ АВАСТХАНАМ

Тогда Созерцатель пребывает в своем истинном великолепии.

I.4   ВРИТТИ САРУПЬЯМ ИТАРАТРА

В остальное время Созерцатель отождествляется с колеблющимся сознанием.

I.5   ВРИТТАЙАХ ПАНЬЧАТАЙАХ КЛИШТА АКЛИШТАХ

Существует пять видов движения сознания. Движения могут быть различимы либо неразличимы, болезненны либо неболезненны.

I.6   ПРАМАНА ВИПАРЬЯЙЯ ВИКАЛПА НИДРА СМРИТАЙЯХ

 

Их вызывают верное знание, заблуждение, иллюзии, сон и память.

 

 

I.7   ПРАТЬЯКША АНУМАНА АГАМАХ ПРАМАНАНИ

 

Правильное знание непосредственно и основывается на умозаключении или доказательстве.

 

 

I.8    ВИПАРЬЯЙЯ МИТХЬЯДЖНЯНАМ АТАДРУПА ПРАТИШТХАМ

 

Ошибочное знание основывается на нефактическом и недействительном.

 

 

I.9   ШАБДАДЖНЯНА АНУПАТИ ВАСТУШУНЬЯХ ВИКАЛПАХ

 

Вербальное знание, лишенное сути, есть лишь фантазия и воображение.

 

 

I.10   АБХАВА ПРАТЬЯЙЯ АЛАМБАНА ВРИТТИХ НИДРА

 

Сон – это непроизвольная остановка мыслительных волн и непроизвольное рассеивание знания.

I.11   АНУБХУТА ВИШАЙЯ АСАМПРАМОШАХ СМРИТИХ

 

Память – это стабильная структура, позволяющая вспоминать слова и пережитый опыт.

 

 

I.12   АБХЬЯСА ВАЙРАГЬЯБХЬЯМ ТАННИРОДХАХ

 

Практика и отрешенность есть средства успокоения движений сознания.

 

 

I.13   ТАТРА СТХИТАУ ЯТНАХ АБХЬЯСАХ

 

Практика суть твердое усилие, направленное на успокоение колебаний.

 

 

I.14   СА ТУ ДИРГХАКАЛА НАЙРАНТАРЬЯ САТКАРА АСЕВИТАХ ДРИДХАБХУМИХ

 

Длительная, непрерывная и внимательная практика – прочная основа для усмирения колебаний.

 

 

I.15   ДРИШТА АНУШРАВИКА ВИШАЙЯ ВИТРИШНАСЬЯ ВАШИКАРАСАМДЖНЯ ВАЙРАГЬЯМ

 

Отрешенность суть воспитание свободы от желаний.

 

 

I.16   ТАТПАРАМ ПУРУШАКХЬЯТЕХ ГУНАВАЙТРИШНЬЯМ

 

Абсолютная отрешенность наступает тогда, когда человек трансцендирует качества природы и познает душу.

 

 

I.17   ВИТАРКА ВИЧАРА АНАНДА АСМИТАРУПА АНУГАМАТ САМПРДЖНЯТАХ

 

Практика и отрешенность способствуют развитию четырех видов самадхи, к которым относятся самоанализ, синтез, переживание блаженства и познание чистого быия.

 

 

I.18   ВИРМА ПРАТЬЯЙЯ АБХЬЯСАПУРВАХ САМСКАРАШЕШАХ АНЬЯХ

 

Пустота, возникающая в самадхи, суть иное самадхи. Скрытые впечатления дремлют, но в мгновения осознанности всплывают на поверхность, создавая колебания и нарушая чистоту сознания.

 

 

I.19   БХАВА ПРАТЬЯЙЯХ ВИДЕХА ПРАКРИТИЛАЙЯНАМ

 

В этом состоянии обретается бестелесность либо происходит растворение в природе, что может привести к изоляции и одиночеству.

 

 

I.20    ШРАДДХА ВИРЬЯ СМРИТИ САМАДХИПРАДЖНЯ ПУРВАКАХ ИТАРЕШАМ

 

Чтобы преодолеть состояние духовной удовлетворенности, необходимо осуществлять практику с верой, доверием, мужеством, используя память и способность к сосредоточению.

I.21    ТИВРАСАМВЕГАНАМ АСАННАХ

 

К цели ближе тот, кто осуществляет практику с крайней решимостью и небывалым мужеством.

 

 

I.22    МРИДУ МАДХЬЯ АДХИМАТРАТВАТ ТАТАХ АПИ ВИШЕШАХ

 

Существует разница между слабыми, средними и сильными учениками.

 

 

I.23    ИШВАРА ПРАНИДХАНАТ ВА

 

Или читту можно обуздать путем глубокого размышления о Господе и полной капитуляции перед Ним.

 

 

I.24    КЛЕША КАРМА ВИПАКА АШАЙЯХ АПАРАМРИШТАХ ПУРУШАВИШЕШАХ ИШВАРАХ

 

Господь суть Высшее Существо, полностью свободное от противоречий. Он не затронут действием и пребывает вне причины и следствия.

 

 

I.25    ТАТРА НИРАТИШАЙЯМ САРВАДЖНЯБИДЖАМ

 

Господь суть единственное в своем роде семя любого знания.

 

 

I.26    СА ЭШАХ ПУРВЕШАМ АПИ ГУРУХ КАЛЕНА АНАВАЧХЕДАТ

 

Господь – первый, главный и абсолютный гуру, необусловленный временем.

 

 

I.27    ТАСЬЯ ВАЧАКАХ ПРАНАВАХ

 

Его символ – священный слог Аум, называемый пранавой.

 

 

I.28    ТАТЖДЖАПАХ ТАДАРТХАБХАВАНАМ

 

Мантра Аум должна повторяться постоянно, с чувством и осознанием полноты ее смысла.

 

 

I.29    ТАТАХ ПРАТЬЯКЧЕТАНА АДХИГАМАХ АПИ АНТАРАЙЯ АБХАВАХ ЧА

 

Размышление о Господе с повторением Аум устраняет препятствия, мешающие обретению господства над внутренним «я».

 

 

I.30    ВЬЯДХИ СТЬЯНА САМШАЙЯ ПРАМАДА АЛАСЬЯ АВИРАТИ БХРАНТИДАРШАНА АЛАБДХАБХУМИКАТВА АНАВАСТХИТАТВАНИ ЧИТТАВИКШЕПАХ ТЕ АНТАРАЙАХ

 

Препятствиями служат болезнь, вялость, сомнение, беспечность, лень, недисциплинированность чувств, ошибочные представления, отсутствие настойчивости и отступничество.

 

 

I.31    ДУХКХА ДАУРМАНАСЬЯ АНГАМЕДЖАЙЯТВА ШВАСАПРАШВАСАХ ВИКШЕПА САХАБХУВАХ

 

Печаль, отчаянье, неустойчивость тела и неравномерное дыхание также отвлекают читту.

 

 

I.32    ТАТПРАТИШЕДХАРТХАМ ЭКАТАТТВА АБХЬЯСАХ

 

Целеустремленное усилие предупреждает возникновение препятствий.

 

 

I.33    МАЙТРИ КАРУНА МУДИТА УПЕКШАНАМ СУКХА ДУХКХА ПУНЬЯ АПУНЬЯ ВИШАЙЯНАМ БХАВАНАТАХ ЧИТТАПРАСАДАНАМ

 

Воспитание дружелюбия, сострадания, радости, безразличия к удовольствию и боли, к добродетели и пороку делает сознание умиротворенным, наделяет его благосклонностью и благожелательностью.

 

 

I.34    ПРАЧЧХАРДАНА ВИДХАРАНАБХЬЯМ ВА ПРАНАСЬЯ

 

Или созерцание мягкого, ровного выдоха и пассивной задержки после выдоха.

 

 

I.35    ВИШАЙЯВАТИ ВА ПРАВРИТТИХ УТПАННА МАНАСАХ СТХИТИ НИБАНДХАНИ

 

Или созерцание объекта, которое помогает сохранить ровность ума и сознания.

 

 

I.36    ВИШОКА ВА ДЖЙОТИШМАТИ

 

Или созерцание света – ослепительного, лучезарного и не ведающего печали.

 

 

I.37    ВИТАРАГА ВИШАЙЯМ ВА ЧИТТАМ

 

Или размышление о просвещенных мудрецах, которые освободились от желаний и привязанностей, или созерцание божественных объектов.

 

 

I.38    СВАПНА НИДРА ДЖНЯНА АЛАМБАНАМ ВА

 

Или вспоминание и созерцание во время бодрствования и осознанности сна со сновидением и сна без сновидений.

 

 

I.39    ЯТХАБХИМАТА ДХЬЯНАТ ВА

 

Или медитация, фокусом которой является любой выбранный объект, способствующий успокоению сознания.

 

 

I.40    ПАРАМАНУ ПАРАМАМАХАТТВАНТАХ АСЬЯ ВАШИКАРАХ

 

Искусство созерцания наделяет способностью  охватить все – от малого до великого.

 

I.41    КШИНАВРИТТЕХ АБХИДЖАТАСЬЯ  ИВА МАНЕХ ГРАХИТРИ ГРАХАНА ГРАХЬЕШУ ТАТСТХА ТАДАНЬДЖАНАТА САМАПАТТИХ

 

Йогин осознает, что субъект, инструмент и объект познания суть одно – он сам, созерцатель. Словно прозрачный алмаз, он отражает чистый свет.

 

 

I.42    ТАТРА ШАБДА АРТХА ДЖНЯНА ВИКАЛПАИХ САНКИРНА САВИТАРКА САМАПАТТИХ

 

На этом этапе, называемом  савитарка самапатти, слово, его значение и содержание сливаются воедино и преобразуются в особое знание.

 I.43    СМРИТИПАРИШУДДХАУ СВАРУПАШУНЬЯ ИВА АРТХАМАТРАНИРБХАСА НИРВИТАРКА

 

В нирвитарка самапатти познается различие между памятью и светом разума; память очищается, и сознание сияет неотраженное.

 

 

I.44    ЭТАЙЯИВА САВИЧАРА НИРВИЧАРА ЧА СУКШМАВИШАЙЯ ВЬЯКХЬЯТА

 

Созерцание тонких граней толкуется одинаково как намеренное (савичара самапатти) и ненамеренное (нирвичара самапатти).

 

 

I.45    СУКШМАВИШАЙЯТВАМ ЧА АЛИНГА ПАРЬЯВАСАНАМ

 

Тонкий уровень природы (пракрити) есть сознание. Когда сознание растворяется в природе, оно теряет признаки и становится чистым.

I.46    ТА ЭВА САБИДЖА САМАДХИХ

 

Состояния самадхи зависят от опоры, или семени, и называются сабиджа.

 

(Савитарка, нирвитарка, савичара, нирвичара, сананда и сасмита самадхи известны как сабиджа самадхи).

 

 

I.47    НИРВИЧАРА ВАЙШАРАДЬЕ АДХЬЯТМАПРАСАДАХ

 

Мастерство в нирвичара самапатти приносит чистоту. Саттва – свет – течет непрерывным потоком, зажигая духовный свет самости.

 

I.48    РИТАМБХАРА ТАТРА ПРАДЖНЯ

 

Когда сознание исполняется мудрости, брезжит свет непосредственного духовного восприятия, который несет с собой истину.

 

 

I.49    ШРУТА АНУМАНА ПРАДЖНЯБХЬЯМ АНЬЯВИШАЙЯ ВИШЕШАРТХАТВАТ

 

Знание и мудрость, несущие истину, отличны от знания, полученного из книг, писаний и выведенного путем умозаключений, и находятся за его пределами.

 

I.50    ТАДЖДЖАХ САМСКАРАХ АНЬЯСАМСКАРА ПРАТИБАНДХИ

 

Со светом, несущим истину, начинается новая жизнь. Предыдущие впечатления остаются позади, а формирование новых предотвращается

I.51   ТАСЬЯПИ НИРОДХЕ САРВАНИРОДХАТ НИРБИДЖАХ САМАДХИХ

 

Когда также и свет мудрости отбрасывается прочь, наступает самадхи без семени.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Садхана пада

​​

II.1   ТАПАХ СВАДХЬЯЙЯ ИШВАРАПРАНИДХАНАНИ КРИЙЯЙОГАХ

 

Практика, исследование себя и изучение священных текстов, осуществляемые с рвением и пылом, а также капитуляция перед Господом являются йогическими действиями.

 

 

II.2   САМАДХИ БХАВАНАРТХАХ КЛЕША ТАНУКАРАНАРТХАШЧА

 

Практика йоги уменьшает страдания и приводит к самадхи.

 

 

II.3   АВИДЬЯ АСМИТА РАГА ДВЕША АБХИНИВЕШАХ КЛЕШАХ

 

Пятью видами страданий, нарушающих равновесие сознания, являются невежество и отсутствие мудрости; эго гордыня и ощущение «я»; привязанность к удовольствию; избегание боли, страх смерти и цепляние за жизнь.

II.4   АВИДЬЯ КШЕТРАМ УТТАРЕШАМ ПРАСУПТА ТАНУ ВИЧЧХИННА УДАРАНАМ

 

Отсутствие истинного знания есть источник всякой боли и печали, независимо от того, пребывают ли они в дремлющем, ослабленном, прерванном или в полной мере активном состоянии.

 

 

II.5   АНИТЬЯ АШУЧИ ДУХКХА АНАТМАСУ НИТЬЯ ШУЧИ СУКХА АТМА КХЬЯТИХ АВИДЬЯ

 

Ошибочное принятие преходящего за вечное, нечистого за чистое, боли за удовольствие и того, что не является душой, за душу суть отсутствие духовного знания, авидья.

II.6   ДРИК ДАРШАНАШАКТЬОХ ЭКАТМАТА ИВА АСМИТА

 

Эгоизм суть отождествление созерцателя со способностью видеть, которая является лишь средством.

 

 

II.7   СУКХА АНУШАЙИ РАГАХ

 

Удовольствие порождает желание и эмоциональную привязанность.

 

 

II.8   ДУХКХА АНУШАЙИ ДВЕШАХ

 

Ощущение горя порождает ненависть.

 

 

II.9   СВАРАСАВАХИ ВИДУШАХ АПИ ТАТХА АРУДХАХ АБХИНИВЕШАХ

 

Самосохранение и привязанность к жизни – наиболее тонкая форма страдания, присущая даже мудрецам.

 

II.10   ТЕ ПРАТИПРАСАВАХЕЙЯХ СУКШМАХ

 

Едва различимые страдания должны быть уменьшены и устранены в процессе инволюции.

II.11   ДХЬЯНАХЕЙЯХ ТАДВРИТТАЙЯХ

 

Колебания сознания, которые создают страдания в их тонкой и грубой форме, должны быть прекращены посредством медитации.

 

 

II.12   КЛЕШАМУЛАХ КАРМАШАЙЯХ ДРИШТА АДРИШТА ДЖАНМА ВЕДАНИЙЯХ

 

Аккумулированные следы прошлых жизней, укорененные в страдании. Будут «пережиты» в этом и последующих воплощениях.

 

 

II.13   САТИ МУЛЕ ТАДВИПАКАХ ДЖАТИ АЙЮХ БХОГАХ

 

Пока источник действия продолжает существовать, он будет определять происхождение, продолжительность жизни и все то, что предстоит испытать.

 

 

II.14   ТЕ ХЛАДА ПАРИТАПА ПХАЛАХ ПУНЬЯ АПУНЬЯ ХЕТУТВАТ

 

В зависимости от того, благи ли наши действия, порочны, или имеют смешанную природу, качество жизни, ее продолжительность, а также само происхождение будут переживаться либо как приятные, либо как болезненные.

 

 

II.15   ПАРИНАМА ТАПА САМСКАРА ДУХКХАИХ ГУНАВРИТТИ ВИРОДХАХ ЧА ДУХКХАМ ЭВА САРВАМ ВИВЕКИНАХ

 

Мудрый знает, что колебания (ума), качества природы и подсознательные впечатления окрашивают печалью даже приятные переживания, и посему он пребывает в стороне от них.

II.16   ХЕЙЯМ ДУХКХАМ АНАГАТАМ

 

Боли, которая еще не настала, можно и должно избежать.

 

 

II.17   ДРАШТРИДРИШЬЯЙОХ САМЬЙОГАХ ХЕЙЯХЕТУХ

 

Причина боли кроется в отождествлении созерцателя (атма) со зримым (пракрити), отождествление таится в разрыве этой связи.

 

 

II.18   ПРАКАША КРИЙЯ СТХИТИ ШИЛАМ БХУТЕНДРИЙАТМАКАМ БХОГАПАВАРГАРТХАМ ДРИШЬЯМ

 

Природа и три ее качества, саттва, раджас и тамас, а также то, во что они разворачиваются – элементы, ум, чувства восприятия и органы действия, существуют вечно, служа созерцателю как для услады, так и для освобождения.

 

 

II.19   ВИШЕША АВИШЕША ЛИНГАМАТРА АЛИНГАНИ ГУНАПАРВАНИ

 

Гунны получают свое разделение в созерцателе; из него же они черпают свою энергию. Их стадии различимая и неразличимая, дифференцированная и недифференцированная.

 

 

II.20   ДРАШТА ДРИШИМАТРАХ ШУДДХАХ АПИ ПРАТЬЯЙЯНУПАШЬЯХ

 

Созерцатель – это чистое сознание. Он свидетельствует природу, но не зависит от нее.

 

 

II.21   ТАДАРТХАХ ЭВА ДРИШЬЯСА АТМА

 

Природа и разум существуют единственно ради служения истинной цели созерцателя – освобождению.

 

 

II.22   КРИТАРТХАМ ПРАТИ НАШТАМ АПИ АНАШТАМ ТАДАНЬЯ САДХАРАНАТВАТ

 

Для освобожденных душ связь с природой прекращается. Для них ее назначение исполнено, но другие продолжают находиться в ее власти.

 

 

II.23   СВА СВАМИ ШАКТЬОХ СВАРУПОПАЛАБДХИ ХЕТУХ САМЬОГАХ

 

Союз созерцателя и зримого им существует ради созерцателя, дабы он смог обнаружить свою истинную природу.

 

 

II.24   ТАСЬЯ ХЕТУХ АВИДЬЯ

 

Отсутствие духовного знания (авидья) – причина ложного отождествления созерцателя со зримым.

 

 

II.25   ТАД АБХАВАТ САМЙОГАБХАВАХ ХАНАМ ТАДДРИШЕХ КАЙВАЛЬЯМ

 

Искоренение невежества посредством правильного знания разбивает цепи, привязавшие созерцателя к зримому. Это кайвалья, освобождение.

 

 

II.26   ВИВЕКАКХЬЯТИХ АВИПЛАВА ХАНОПАЙАХ

 

Неиссякаемый поток различающего знания, проходящий через помыслы, речи и поступки, уничтожает источник боли – невежество.

 

 

II.27   ТАСЬЯ САПТАДХА ПРАНТАБХУМИХ ПРАДЖНЯ

 

Непрерывный поток различающей осознанности наделяет совершенным знанием, у которого семь аспектов.

 

 

II.28   ЙОГАНГАНУШТХАНАТ АШУДДХИКШАЙЕ ДЖНЯНАДИПТИХ АВИВЕКАКХЬЯТЕХ

 

Преданная практика, осуществляемая на всех ступенях йоги, смывает загрязнения, и венец мудрости сияет в своей славе.

 

 

II.29   ЯМА НИЯМА АСАНА ПРАНАЯМА ПРАТЬЯХАРА ДХАРАНА ДХЬЯНА САМАДХАЙЯХ АШТАУ АНГАНИ

 

Нравственные предписания (яма), твердо установленные правила (нияма), поза (асана), регуляция дыхания (пранаяма), обращение чувств внутрь к своему источнику (пратьяхара), концентрация (дхарана), медитация (дхьяна) и погруженность сознания (самадхи) – восемь составляющих йоги.

II.30   АХИМСА САТЬЯ АСТЕЙЯ БРАХМАЧАРЬЯ АПАРИГРАХАХ ЯМАХ

 

Ненасилие, искренность, неприсвоение чужого, воздержание, отсутствие алчности есть пять столпов ямы.

 

 

II.31   ДЖАТИ ДЕША КАЛА САМАЙЯ АНАВАЧЧХИНАХ САРВАБХАУМАХ МАХАВРАТАМ

 

Ямы суть могущественные универсальные обеты, не зависящие ни от времени, ни от места, ни от происхождения.

 

 

II.32   ШАУЧА САНТОША ТАПАХ СВАДХЬЯЙЯ ИШВАРАПРАНИДХАНАНИ НИЯМАХ

 

Чистота, удовлетворенность религиозное рвение, изучение себя и сдача себя на милость Высшего «Я», Господа, есть ниямы.

 

 

II.33   ВИТАРКАБАДХАНЕ ПРАТИПАКШАБХАВАНАМ

 

Тому, что противоположно яме и нияме, необходимо противодействовать посредством различающего знания.

 

II.34   ВИТАРКА ХИМСАДАЙЯХ КРИТА КАРИТА АНУМОДИТАХ ЛОБХА КРОДХА МОХА ПУРВАКАХ МРИДУ МАДХЬЯ АДХИМАТРАХ ДУХКХА АДЖНЯНА АНАНТАПХАЛАХ ИТИ ПРАТИПАКШАБХАВАНАМ

 

Неточное знание, пробуждающее насилие, осуществляемое напрямую, опосредованно, или просто одобряемое, формируется за счет алчности, злобы и заблуждения, которые бывают слабой, средней или сильной степени. В результате оно рождает невежество и бесконечные муки. Самонаблюдение останавливает боль и искореняет неведение.

 

 

II.35   АХИМСАПРАТИШТХАЙЯМ ТАТСАННИДХАУ ВАЙРАТЬЯГАХ

 

Когда в речах, помыслах и поступках человека утверждается ненасилие, его агрессивная природа ослабевает, и в его присутствии каждый утрачивает свою враждебность.

II.36   САТЬЯПРАТИШТХАЙЯМ КРИЙЯПХАЛАШРАЙЯТВАМ

 

Когда садхака полностью укореняется в правдивости, его слова обретают могущество, и что бы он ни сказал – все воплощается в действительность.

 

 

II.37   АСТЕЙЯПРАТИШТХАЙЯМ САРВАРАТНОПАСТХАНАМ

 

Твердо воздерживаясь от воровства, человек обретает драгоценные дары.

 

 

II.38   БРАХМАЧАРЬЯПРАТИШТХАЙЯМ ВИРЬЯЛАБХАХ

 

Утвердившись в воздержании, садхака обретает знание, силу, мощь и энергию.

 

 

II.39   АПАРИГРАХАСТХАЙРЬЕ ДЖАНМАКАТХАМТА САМБОДХАХ

 

Тот, кто свободен от алчности и не стремится к обладанию, обретает знание своих прошлых и грядущих жизней.

 

 

II.40   ШАУЧАТ СВАНГАДЖУГУПСА ПАРАЙХ АСАМСАРГАХ

 

Чистота тела и ума развивает незаинтересованность в контакте с другими ради самоудовлетворения.

II.41   САТТВАШУДДХИ САУМАНАСЬЯ АЙКАГРИЯ ИНДРИЙЯДЖАЙЯ АТМАДАРШАНА ЙОГЬЯТВАНИ ЧА

 

Когда тело и ум очищены, а чувства взяты под контроль, наступает также радостная осознанность, необходимая для осознания своего внутреннего «я».

 

 

II.42   САНТОШАТ АНУТТАМАХ СУКХАЛАБХАХ

 

Удовлетворенность и благожелательность сознания даруют высшее счастье.

 

 

II.43   КАЙЯ ИНДРИЙЯ СИДДХИХ АШУДДХИКШАЙЯТ ТАПАСАХ

 

Самодисциплина (тапас) сжигает любое загрязнение и высекает искры божественности.

 

 

II.44   СВАДХЬЯЙЯТ ИШТАДЕВАТА САМПРАЙОГАХ

 

Самоизучение приводит к реализации Бога – к союзу с желанным божеством.

 

 

II.45   САМАДХИСИДДХИХ ИШВАРАПРАНИДХАНАТ

 

Капитуляция перед Господом дарует совершенство самадхи.

 

 

II.46   СТХИРА СУКХАМ АСАНАМ

 

Асана – это совершенная устойчивость тела, стабильность разума и благожелательность духа.

 

 

II.47   ПРАЙЯТНА ШАИТХИЛЬЯ АНАНТА САМАПАТТИБХЬЯМ

 

Асана становится завершенной, когда усилие, направленное на ее исполнение, утрачивает природу усилия и внутри наступает состояние бескрайнего бытия.

 

 

II.48   ТАТАХ ДВАНДВАХ АНАБХИГХАТАХ

 

Отныне и впредь садхаку не беспокоит двойственность.

II.49   ТАСМИН САТИ ШВАСА ПРАШВАСАЙОХ ГАТИВИЧЧХЕДАХ ПРАНАЯМАХ

 

Пранаяма есть регуляция прибывающего и убывающего потока дыхания с использованием задержки. Практиковать ее следует только при совершенном исполнении асаны.

 

 

II.50   БАХЬЯ АБХЬЯНТАРА СТАМБХА ВРИТТИХ ДЕША КАЛА САМКХЬЯБХИХ ПАРИДРИШТАХ ДИРГХА СУКШМАХ

 

В пранаяме три движения: удлиненный тонкий вдох, удлиненный тонкий выдох и удлиненная тонкая задержка. Все они точно регулируются с учетом времени и места.

 

 

II.51   БАХЬЯ АБХЬЯНТАРА ВИШАЙЯ АКШЕПИ ЧАТУРТХАХ

 

Четвертый вид пранаямы – не внешняя и не внутренняя пранаяма. В ней теряются усилия и произвольность.

 

 

II.52   ТАТАХ КШИЙЯТЕ ПРАКАША АВАРАНАМ

 

Пранаяма срывает покровы, не пропускающие свет знания, и возвещает наступление мудрости.

 

 

II.53   ДХАРАНАСУ ЧА ЙОГЬЯТА МАНАСАХ

 

Ум также становится готовым к концентрации.

 

 

II.54   САВИШАЙЯ АСАМПРАЙОГЕ ЧИТТАСЬЯ СВАРУПАНУКАРАХ ИВА ИНДРИЙЯНАМ ПРАТЬЯХАРАХ

 

Отвлечение чувств, ума и сознания от контакта с внешними объектами и последующее приведение их к созерцателю есть пратьяхара.

 

 

II.55   ТАТАХ ПАРАМА ВАШЬЯТА ИНДРИЙЯНАМ

 

Результат пратьяхары – абсолютный контроль над органами чувств.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Вибхути пада

​​

III.1   ДЕША БАНДХАХ ЧИТТАСЬЯ ДХАРАНА

 

Сосредоточение внимания на одной точке или области есть концентрация (дхарана).

 

 

III.2   ТАТРА ПРАТЬЯЙЯ ЭКАТАНАТА ДХЬЯНАМ

 

Равномерный и непрерывный поток внимания, направленный на одну и ту же точку или область, есть медитация (дхьяна).

 

 

III.3   ТАДЕВА АРТХАМАТРАНИРБХАСАМ СВАРУПАШУНЬЯМ ИВА САМАДХИХ

 

Когда объект медитации поглощает субъект – медитирующего, – последний утрачивает самоосознанность. Это самадхи.

 

 

III.4   ТРАЙЯМ ЭКАТРА САМЬЯМАХ

 

Три вместе – дхарана, дхьяна и самадхи – есть интеграция, самьяма.

III.5   ТАДЖДЖАЙЯТ ПРАДЖНЯЛОКАХ

 

Мастерство самьямы зажигает свет осознанности и знаменует собой постижение сути.

 

 

III.6   ТАСЬЯ БХУМИШУ ВИНИЙОГАХ

 

Чтобы принести пользу, самьяма должна применяться в различных сферах.

 

 

III.7   ТРАЙЯМ АНТАРАНГАМ ПУРВЕБХЬЯХ

 

По сравнению с предыдущими пятью эти три аспекта йоги внутренние.

 

 

III.8   ТАДАПИ БАХИРАНГАМ НИРБИДЖАСЬЯ

 

Также и самьяма по отношению к самадхи без семени (нирбиджа) суть внешняя.

 

 

III.9   ВЬЮТТХАНА НИРОДХА САМСКАРЬОХ АБХИБХАВА ПРАДУРБХАВАУ НИРОДХАКШАНА ЧИТТАНВАЙЯХ НИРОДХАПАРИНАМАХ

 

Изучение мгновений тишины, которые наступают в промежутках между нарастающими и усмиряющими подсознательными впечатлениями, есть трансформация сознания, которая приводит к обузданию (ниродха паринамах).

 

 

III.10   ТАСЬЯ ПРАШАНТАВАХИТА САМСКАРАТ

 

Усмиренные нарастающие впечатления уступают место непрерывному потоку безмятежности.

III.11   САРВАРТХАТА ЭКАГРАТАЙОХ КШАЙЯ УДАЙЯУ ЧИТТАСЬЯ САМАДХИПАРИНАМАХ

 

Ослабление разбросанного и усиление однонаправленного внимания в читте суть трансформация, ведущая к самадхи.

 

 

III.12   ТАТАХ ПУНАХ ШАНТА УДИТАУ ТУЛЬЯ ПРАТЬЯЙЯУ ЧИТТАСЬЯ ЭКАГРАТАПАРИНАМАХ

 

Когда процесс нарастания и увядания мыслей сбалансирован, формируется однонаправленность внимания. Усиленное поддержание осознанности в момент перехода от однонаправленного внимания к ненаправленной внимательности есть экаграта паринама.

 

 

III.13   ЭТЕНА БХУТЕНДРИЙЕШУ ДХАРМА ЛАКШАНА АВАСТХА ПАРИНАМАХ ВЬЯКХЬЯТАХ

 

Минуя [эти] три стадии, сознание трансформируется, переходя от потенциальности (дхарма) к очищению (лакшана) и в итоге к абсолютному очищению (авастха). Так происходит трансформация элементов, чувств и ума.

 

 

III.14   ШАНТА УДИТА АВЬЯПАДЕШЬЯ ДХАРМА АНУПАТИ ДХАРМИ

 

Субстрат суть то, что продолжает существовать и сохраняет свои характеристики в любом состоянии, будь оно проявленным, скрытым или усмиренным.

 

 

III.15   КРАМА АНЬЯТВАМ ПАРИНАМА АНЬЯТВЕ ХЕТУХ

 

Последовательные изменения вызывают различные превращения в сознании.

 

 

III.16   ПАРИНАМАТРАЙЯ САМЬЯМАТ АТИТА АНАГАТАДЖНЯНАМ

 

Совершенствуя мастерство трех видов трансформации природы (дхарма), качества (лакшана) и состояния (авастха) через самьяму на ниродха, самадхи и экаграта состояний сознания, йогин обретает знание прошлого и будущего.

 

 

III.17   ШАБДА АРТХА ПРАТЬЯЙЯНАМ ИТАРЕТАРАДХЬЯСАТ САНКАРАХ ТАТПРАВИБХАГА САМЬЯМАТ САРВАБХУТА РУТАДЖНЯНАМ

 

Слова, объекты и понятия налагаются друг на друга, создавая путаницу. Благодаря самьяме человек начинает понимать язык всех существ.

 

 

III.18   САМСКАРА САКШАТКАРАНАТ ПУРВАДЖАТИДЖНЯНАМ

 

Благодаря непосредственному восприятию подсознательных впечатлений йогин обретает знание предыдущих жизней.

 

 

III.19   ПРАТЬЯЙЯСЬЯ ПАРАЧИТТАДЖНЯНАМ

 

Он обретает способность понимать, о чем думают другие.

 

 

III.20   НА ЧА ТАТ САЛАМБАНАМ ТАСЬЯ АВИШАЙИ БХУТАТВАТ

 

Йогин, способный читать в умах других, может при необходимости с предельной точностью определить конкретное содержание , которое находится вне досягаемости ума.