«НЕ ЗНАЮ» – ВОЛШЕБНАЯ ФРАЗА В ЛЕКСИКОНЕ РОДИТЕЛЕЙ

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

Родители являются безусловным авторитетом для ребенка любого возраста (до тех пор, пока человек не станет психологически взрослым). Как бы ребенок не показывал свою независимость, он все равно ловит каждое слово отца или матери. По этой причине нет смысла что-либо «вдалбливать» ребенку, достаточно спокойно и даже тихо, словно мимоходом сделать замечание. Любой ребенок обязательно прислушается к нему. Конечно, если ситуация «запущена» и ребенок «в протесте», он сделает все наоборот, но он все равно будет отталкиваться от ваших слов.

 

Однако, даже если родитель овладел этим искусством – грамотно давать советы и направлять свое чадо в «нужное» русло, – если мы хотим вырастить самостоятельного, мыслящего свободно и по-своему, и в тоже время умеющего мыслить и рассуждать грамотно, то не стоит злоупотреблять этим. Верный шаг в этом направлении – дать ребенку простор для своего собственного рассуждения. Но как это сделать, когда мама или папа все знают лучше, все умеют, во всем идеально разбираются! Ответ напрашивается сам собой – надо перестать быть все на свете знающим родителем.

 

Дети устают от всезнания родителей. У мамы или отца на все есть ответ, или четкое, логичное мнение. Что не спроси, или даже просто о чем ни заведи разговор – все-то взрослые четко разложат по полочкам, и все так гладко и славно, что самому уже и добавить нечего. Так мы, взрослые, оказываем своим детям «медвежью услугу» – они перестают мыслить сами, все делают с оглядкой на наше мнение, день за днем, все глубже утверждаясь в собственном неведении и неуверенности в своей собственной способности рассуждать и говорить что-то осмысленное.

 

В такой ситуации в ответ на вопрос ребенка родителям стоит попробовать начать говорить: «Не знаю», даже отлично зная ответ.

 

На такое предложение родители часто говорят, что дети не поверят (слишком привыкли, что я все знаю). Да, придется немного постараться и проявить небольшие актерские таланты. Например, сделать вид, что вы на какое-то время задумались, начать что-то мямлить, типа: «Ну… эээ… может быть…» (знаете, как когда еще нет сформированного ответа, и только обдумываешь еще не полностью оформленные мысли), и в конце концов, почесать затылок и неуверенно произнести «Не знаю, надо подумать».

 

На самом деле, дети даже в этом случае могут вам не поверить и приставать с расспросами и просьбой о совете, но вы продолжайте играть свою роль. Высший пилотаж, если после этой сцены вы предложите им самим предложить пару-тройку вариантов решения или своего видения (обязательно несколько, а не один вариант!), например, словами: «А ты сам как думаешь?» Только не мешайте им отвечать и позвольте им делать абсурдные предположения – вы, ведь, когда-то тоже именно так и учились рассуждать. Детям требуется простор для полета их мысли – незаполненная правильными ответами и авторитетным мнением пустота.

Постепенно вы увидите, как становиться жить намного проще и интереснее – не только детям, но и вам. Если вы сможете позволить ребенку предлагать идеи отличные от вашего мнения, то увидите, как красиво и оригинально мыслит и рассуждает ваш ребенок. Да, это может здорово отличаться от вашего видения, но совершенно не значит, что неправильно. Если в этих размышлениях вы не увидите логику, последовательность или еще что-то к чему привыкли вы сами, не делайте поспешных выводов, не спешите тут же сообщать об этом ребенку, убеждая в несостоятельности его идей, но спросите его местах, которые кажутся вам спорными. Так вы сделаете ему огромную услугу – покажете, как внимательно вы его слушаете, дадите обратную связь, профессионально и тактично покажете слабые места и вдохновите на новый полет фантазии.   

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru, пожалуйста, делайте ссылку на сайт psyhealth.ru.