ГИБКОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ПРИ АНОРЕКСИИ И БУЛИМИИ

 

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

Гибкость мышления, или когнитивная гибкость – простыми словами, это способность думать о чем-либо более, чем одним способом. Гибкое мышление является частью более широкого набора исполнительных функций и включает в себя такие вещи как использование рабочей памяти, переключение внимания и системы взглядов, а также использование навыков планирования и рассуждения.

 

Дети не рождаются с умением гибко мыслить. Лишь постепенно, становясь старше, они обучаются видеть вещи с нескольких точек зрения и, благодаря этому, решать задачи более разнообразными и конструктивными способами. Несмотря на то, что в целом детское и школьное образование во многом включает в себя и развитие у детей гибкого мышления, есть дети, которым требуется дополнительного внимания в этой сфере, что не всегда возможно, и тогда развитие когнитивной гибкости упускается. Это может происходить по ряду причин: когда ребенок слишком тревожный, впечатлительный, гиперактивный, импульсивный, имеет проблемы с концентрацией внимания (СДВГ), имеет другие психические и психологические особенности. Оставшаяся без внимания негибкость мыслительного процесса может долгое время не замечаться взрослыми, особенно, если ребенок учится хорошо, используя другие свои возможности. Это, кстати, говорит о том, что ригидность мышления не связана с уровнем интеллекта, напротив, высокий интеллект часто сопутствует развитию узкого, туннельного мушления.

 

Часто именно такой вариант – отсутствие гибкого мышления на фоне отличных отметок в школе – можно наблюдать у большинства подростков, а также взрослых людей, имеющих расстройство пищевого поведения (РПП), и особенно булимию или анорексию. Можно сказать, что когнитивная негибкость – это одна из характерных особенностей людей с анорексией и булимией. Родители и другие близкие могут распознать их по следующим типичным проявлениям:
 

- человек не слышит и не принимает идеи и мнения других людей;

- спорит об одном и том же снова и снова;

- сильно расстраивается, если даже мелкие, незначительные детали задуманного идут не по плану;

- повторяет одни и те же ошибки много раз;

- не пытается применить другие/новые модели поведения;
- в принципе сложно пробовать что-то новое;

- сильно волнуется, может здорово злиться, если меняются обстоятельства и планы;

- следят за тем, чтобы все предметы находились на своих местах;
- стремится браться за новые, более сложные задачи;

- есть проблемы с переключением с одной деятельности на другую;

- сильно расстраивается, переживает или злится, если другие не следуют плану или правилам.

 

 

Когнитивная гибкость проявляется двумя основными способами:
 

- способность смотреть на вещи с разных точек зрения одновременно;

- способность изменять мышление в зависимости от изменения условий или требований.


Как это проявляется

 

Например, если студентов спрашивают, на какие разные группы и по каким разным признакам можно разделить всех людей, находящихся в аудитории, человек с негибким мышлением назовет всего пару-тройку признаков: учитель и студенты, юноши и девушки, возраст. В тоже время люди с гибким мышлением предложат с десяток вариантов: начиная с внешности (цвета волос, форма глаз, одежда, родинки и т.д.), до увлечений, составу семьи и прочее. Это говорит о когнитивной гибкости.

 

Другой пример. Люди с когнитивной гибкостью пытаются решить задачу, используя разные стратегии. Как правило, сначала все применяют метод, который им знаком лучше всего и проверен опытом, затем, если он не сработал, человек с гибким мышлением пытается найти другой способ решения. Независимо от того, удается ли решить задачу, это говорит о когнитивной гибкости. Однако человек с ригидным мышлением действует иначе – после неудавшейся попытки он пробует решить задачу еще раз тем же самым способом. Он может раз за разом повторять свои попытки – будет злиться и ругать себя, но продолжать повторять один и тот же вариант действий. В конце концов – сразу или после нескольких неудавшихся попыток – человек с ригидным мышлением делает вывод, что задачу решить невозможно.    

 

Как это проявляется у людей с РПП

 

Если говорить о том, как когнитивная гибкость/негибкость проявляется у людей с РПП, то в первом примере человек, с  РПП, особенно имеющий долгую или глубокую форму анорексии/булимии, скорее всего, окажется в первой группе – ему будет сложно придумать много вариантов разделения студентов по тем или иным признакам. Кроме того, у него может проявиться дополнительная особенность – все его варианты будут на одну тему, например, они все будут связаны с обучением – учитель и студенты, «отличники и троечники», на дневном или вечернем отделении, посещающие те или иные курсы и т.д. Он может не понимать, раздражаться и даже настаивать на том, что предложенные другими студентами варианты не «про учебу», неправильные или не соответствуют заданию.

 

Как это проявляется в жизни?

Например, девушка договорилась встретиться со своей подругой. Неожиданно, когда она уже полностью собралась и вышла за порог, приходит сообщение о том, что подруга заболела и не может прийти на встречу. Большинство людей, возможно, расстроятся, но после подумают: «ОК, на какой день нам перенести встречу?», а затем: «Чем бы подходящим заняться вместо этого?» Однако для людей с анорексией или булимией – это не так-то просто. Если ситуация изменилась, в их голове мир буквально остановился, они с трудом представляют, что же теперь делать. Как правило, в их голове только два варианта развития событий – одно со знаком «плюс» – это встреча, и другое – со знаком «минус» – не идти на встречу, других вариантов словно вообще не существует. Резкое изменение планов вводит их в ступор, они становятся настолько эмоционально подавленными, что совершенно не в состоянии увидеть другие варианты развития событий. Затем, поскольку остался только «неизбежный» вариант со знаком «минус», это вызывает состояние большой тревоги, что, в конечном итоге, приводит к булимическому эпизоду (еда-чистка) или анорексическому эпизоду (отказ от еды).

 

* * *

 

К сожалению, жизнь полна ситуаций, от нас независящих, которые постоянно меняются – погода, транспорт, учеба, работа, семейные обстоятельства, другие люди, болезни или собственное внутреннее состояние – чтобы наша жизнь не развалилась из-за бесконечных перемен, от людей требуется регулярно вносить коррективы в свои планы. Как говорится: «Человек предполагает, а Бог – располагает». По этой причине так важно быть гибкими, допускать как различные варианты изменений ситуаций, так и возможности изменения своей реакции на них и новых действий.   

 

Мы видим, как когнитивная ригидность не просто мешает человеку быть более гибким в своем поведении и жить более разнообразной жизнью, но также увеличивает стрессовую нагрузку, порой в разы повышая уровень тревожности. Кроме того, таким людям сложно встать на точку зрения другого человека и даже просто услышать ее, им сложно дискутировать или обсуждать вопросы, требующие учета мнений нескольких человек, а по сути, больше одного человека – их самих. Все это может привести к отдалению и отчуждению от других людей, что может привести к еще большему страданию.

 

Ригидность мышления создает проблемы в следующих областях:

- принимать новые комфортные решения в изменяющихся условиях;
- корректировать или менять поведение в изменившихся условиях;
- справляться с эмоциями;
- слышать и учитывать мнение другого человека;

- распознавание конфликтных ситуаций;
- принимать компромиссные решения, учитывающие интересы разных сторон (включая собственную);

- использовать абстрактное мышление;

- планировать наперед;

- видеть целостную картину;
- жесткое поведение, которое может приводить окружающих людей к раздражению и отдалению.

 

 

 

Как развить в себе гибкость мышления

 

К счастью, гибкость или ригидность мышления не является прерогативой генов или неизменяемой константой. Как уже говорилось выше, она развивается в человеке благодаря определенным ситуациям и обстоятельствам – естественным или целенаправленно созданным. А это значит, что ее можно начать тренировать в любом возрасте, с любого уровня. Сейчас есть много научных примеров, подтверждающих пользу тренировки когнитивной гибкости, в результате которой привычные, ограничивающие модели мышления и поведения меняются на более гибкие, разнообразные и более комфортные.

 

 

Вот несколько упражнений, которые подходят для взрослых людей с РПП:

 

  • Первое, что необходимо – это увидеть свою модель мышления. Обратите внимание на то, что, как правило, вы видите только два, реже, три варианта развития событий. Причем только «белое» и «черное», «плюс» и «минус» – никаких полутонов и промежуточных состояний. Это похоже на то, как, если бы вы собирались добраться из своего дома на другой конец города, и у вас в голове только два варианта это сделать: доехать на автобусе или остаться дома. В то время, как есть еще такие варианты, как: метро, трамвай, велосипед, такси, друзья на машине и т.д.
    Это может касаться буквально всего: одежды, прически, подъема с утра или отхода ко сну, физических упражнений, похода в магазин, просмотра передачи, обучения и т.д.

     

  • Второе, начните в самых обыденных ситуациях рассматривать по 4-5 вариантов того, как в них можно поступить. Рассматривайте даже самые нелепые или абсурдные варианты, на ваш взгляд.
    Например, как в примере выше: 4 варианта как добраться из пункта А в пункт Б. Или, 4 варианта, как пройти в ближайший магазин. Или, что вы можете сегодня лечь спать в 4 разные момента времени, или заняться четырьмя разными вещами перед сном. И так далее.

 

  • Хорошо способствуют развитию гибкого мышления такие вещи, как делать привычные вещи необычным способом или в другом порядке.
    Например, чистить зубы другой рукой, есть другой рукой, занимать другое место за столом, одеваться или снимать одежду в другом порядке, чем обычно, отвечать на телефонные звонки необычным для себя образом, иначе говорить слова «да» и «нет», по-другому сидеть и ходить, смотреть.  Еще лучше, если при этом отмечать свои ощущения в теле, свои эмоции – то, какие чувства вызывают новые движения или порядок действий, какие новые мысли при этом приходят в голову.

     

  • Начните предполагать по 3-5 вариантов того, как бы другие люди могли поступить или сказать иначе, чем они это сделали. Например, ваш близкий человек, который живет с вами (родитель, партнер, или ребенок) здоровается с вами утром, или готовит еду, или убирается, одевается, смотрит телевизор и т.п. – и вы предполагаете еще 3 варианта того, как он мог бы это сделать иначе.
     

  • Тоже самое можно делать с героями кинофильмов.
    Например, при просмотре нового фильма можно поставить на паузу и предположить 3-4 варианта того, что герой мог бы сделать иначе. Другой вариант: придумать 3-4 варианта того, что может произойти в следующей сцене.

     

  • Смоделируйте 5-6 вариантов своего поведения, когда что-то пошло не так, как вы запланировали, или предполагали, в своей повседневной жизни.
    Например, вы собирались посмотреть телевизор в одиночестве, и неожиданно кто-то пришел домой. Или вы решили на выходных пойти погулять в парк, а с утра субботы льет проливной дождь. В каждой из подобных ситуаций нужно придумать от 5-6 вариантов того, как вы можете поступить в изменившихся обстоятельствах.

     

  • Более сложное упражнение, которое стоит выполнять после того, как сделаны предыдущие, это предполагать 3-5 вариантов мотивов поведения других людей.
    Это важно делать для 4-х групп людей, с которыми обычно сталкивается человек: с близкими людьми (родственниками), с друзьями, с более дальним кругом (знакомые, приятели, соседи, соученики, коллеги), и посторонними (люди, которых знаем крайне мало или вообще не знаем).
    Например, отец приходит с работы и первым делом спрашивает у вас или у матери, как дела. Задача предположить 3-5 мотивов его поведения. Например, (1) он это делает, потому что ему важно узнать, как ваши дела; (2) так он снимает напряжение; (3) ему хочется поговорить хоть с кем-нибудь; (4) так он обозначает свое присутствие в доме; (5) так он привлекает к себе внимание. (Это нужно сделать, даже, если вы точно знаете его мотив, и даже, если ваши предположения кажутся вам совершенно глупыми.) 

 

 

Практика умения решать задачи разными способами и видеть несколько путей развития событий улучшает навыки когнитивной гибкости, а также помогает видеть картину в целом. Мы говорили о том, как жесткий стиль мышления усугубляет тревожное состояние человека, точно также, только в обратную сторону, действует гибкий стиль мышления – взгляд на вещи с разных точек зрения способствует уменьшению внутренней тревоги и повышению стрессоустойчивости.

 

Бонусы гибкого мышления


Гибкое мышление – это база для любопытства, воображения, креатива, но также и для  проявления сочувствия, эмпатии и сопереживания. Благодаря ему повышается способность понимать эмоции, мысли и намерения других людей. Таким образом, оно одинаково способствует достижению количественного и качественного успеха в обществе, дает возможность добиться как высокого благосостояния и социального статуса, так и проявлять искреннюю заинтересованность и участие в окружающих людях, помогает достигать компромисса в самых разных жизненных вопросах, сохраняя личные интересы.

Люди с гибким мышлением видят ситуации с разных сторон и одновременно целостно, они в большей мере свободны от предвзятости при оценки разных мнений, склонны решать вопросы не взаимоисключая, а взаимодополняя идеи разных точек зрения.

Эти люди смотрят далеко вперед, планируя, разрабатывая стратегии, таким образом, предвидя и предвосхищая неприятности еще до их появления. В то же время, допуская все варианты развития событий, они легко адаптируются к переменам и непредвиденным обстоятельствам, сохраняя оптимизм и спокойствие.

 

Они также лучше других распознают и собственные потенциальные недостатки и применяют свое стратегическое мышление для их преодоления, быть проактивными. Когнитивная гибкость повышает успешность в достижении результатов. Она дает возможность видеть – то, что мы делаем не так, что не ведет к успеху. А затем вносить соответствующие изменения в свои действия.

 

Гибкое мышление является ключом к творчеству – оно дает возможность придумывать новые идеи, устанавливать новые связи между идеями и создавать новые изобретения и стратегии. Причем творческий подход – это не только искусство, но и наука, и техника, и бизнес, и предпринимательство.

 

* * *

 

Для успешной и качественной жизни когнитивная гибкость также необходима как и память или оперативные навыки, она помогает максимизировать потенциал человека. Но даже, если не говорить об успехах в обществе, без нее человек замыкается, отдаляется от других, часто при этом страдая. При расстройствах пищевого поведения мы видим как люди с каждым днем все глубже погружаются в собственные страхи и переживания. Многие качества характера людей с анорексией и булимией вырастают именно на почве отсутствии гибкого мышления. Поэтому так важно работать в этом направлении – сами с собой или со специалистами, психологами и другими.



 

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта psyhealth.ru, пожалуйста, делайте ссылку на сайт psyhealth.ru.