ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ЛЕЧЕНИЯ РПП

Краткое описание

 

 

Автор: Мария Пчелина

 

 

В последнее время меня часто просят осветить метод работы с РПП.

Несмотря на то, что метод лечения РПП и я, и многие мои коллеги, выработали уже достаточно давно, изложить его на бумаге непросто. Наверное, это потому, что вопросов, которые требуется решить для выздоровления очень много, и все они касаются повседневной жизни, всплывая без всякого определенного порядка каждую консультацию, и психолог, пытаясь помочь, вынужден откликаться на них, регулярно отходя в сторону от главного направления Метода. Однако, эти отступления тоже часть большой работы лечения РПП, которые нельзя вывести за скобки. Из-за всего этого, сложно привести единую гармоничную структуру лечения, помощи или профилактики РПП, но я попробовала.  

 

Любая зависимость – это «порочный круг»: желание объекта зависимости – достижение этого объекта – самобичевание и страдание по этому поводу – обдумывание наказания – наказание – и снова желание объекта зависимости – …

Данный «порочный круг» обслуживает неумение и/или нежелание, связанное с тяжелыми эмоциональными переживаниями, решать вопросы и жизненные ситуации в следующих жизненных областях:

 

Тело (движение, сон, еда, отдых, болезни и проч.; сюда же входит работа мозга как часть нервной системы тела)

Общение по трем главным уровням: близкий, средний и дальний круги;

Взаимоотношения с партнером

Социальная самореализация

Нравственно-этическая сфера

Духовная самореализация

 

Из этого следует вывод о том, как должно строиться лечение зависимого человека. Каждая зависимость имеет свои особенности, я сильна только в РПП. Поэтому дальше я буду говорить именно об РПП.

Грубо говоря, Метод лечения, помощи и профилактики РПП состоит из 4-х параллельных шагов:

 

1 шаг

Увидеть, понять и принять, что «порочный круг» РПП обслуживает именно то, что описано выше.

 

2 шаг – на мой взгляд, самый главный

Обучение и самообучение «зависимого» необходимыми навыками решения вопросов и проблем в выше перечисленных жизненных областях.
Я постараюсь раскрыть их максимально подробно, что бы можно было хоть немного представлять себе тот объем работы, который необходимо провести для того, чтобы стать полностью здоровым и счастливым человеком. Однако главная задача: возможность увидеть четкие шаги, что необходимо делать.

 

Тело (движение, сон, еда, отдых, болезни и проч.; сюда же входит работа мозга как часть нервной системы тела)

Движение и расслабление

- Тело человека не может не двигаться, поэтому в современном мире ему необходимо проделывать дополнительные полезные для него физические движения, такие как: утренняя зарядка, практика йоги, цигун и .п., правильный бег или ходьба, регулярные групповые спортивные игры для удовольствия и т.д.

! Однако важно научиться понимать, какие именно движения и в каком объеме подходят именно вашему организму.

- Обучение взаимодействию с телом, умение его слушать и слышать, понимать его потребности и возможности.

- Обучение умению снимать напряжение и расслаблять тело. 

Мозг, психика

- Взаимодействие со своим сознанием, умение распознавать и понимать особенности своей психики и сознания, понимание своих умственных и психических особенностей и возможностей.

- Умение снимать напряжение и расслаблять мозг и нервную систему.  

Обучение правильному питанию:

- чувствовать вкусы и консистенцию еды на протяжении всей трапезы;

- чувствовать, что и как происходит с ЖКТ на протяжении принятия пищи и после нее – в разное время суток, в компании или в одиночестве, с телевизором или без него и в других различных обстоятельствах питания;

- различать, как на приеме пищи и пищеварении сказывается эмоциональное и психическое состояние (усталость, раздражение, радость, удовлетворенность и т.д.);

- понять особенности процессов своего пищеварения.

Сон, отдых

- понимание, какой сон подходит лучше всего, сколько по времени, в какие часы;

- найти самые эффективные способы своего отдыха: чтение (какое, про что), музыка (какая), медитация (какая), физические упражнения (какие), монотонная работа (какая - в саду, дома…, сон (сколько по времени, в каких условиях), природа (какая) и т.д.

Режим дня

- найти, какой режим дня лучше всего подходит вашему организму: время для работы (причем для разной работы свое время), питания, отдыха и сна, общения (так же, как и работа – бывает разное время для разного общения). Необходимо обучиться все это определять и вовремя корректировать (с учетом постоянно меняющихся обстоятельств).

Ритмы жизни

Важно понять свои основные ритмы жизни. Например, сколько дней в неделю вы можете учиться или работать и с каким интервалом, через какое время (сколько месяцев) необходима большая пауза (отпуск), как часто вам требуется смена места жительства или работы, путешествия, и т.д.
Болезни

- понимание, как часто и какими болезнями в основном заболеваете, с какой периодичностью, почему;

- что помогает выздоровлению;

- что помогает избежать заболеваний.

 

Общение по трем главным уровням: близкий, средний и дальний круги.

Необходимо в буквальном смысле обучиться тому, как общаться с разными людьми, причем, со всеми по-разному:

- границы с родителями и другими членами семьи
- общение с мамой;

- общение с папой;

- бабушками и дедушками;

- с сестрами;

- с братьями;

- с детьми;

- другими родственниками;

- как решать конфликты;

 

- общение с близкими друзьями;

- с просто друзьями;

- с приятелями;

- с неприятелями и врагами;

- с одноклассниками/однокурсниками;

- с коллегами по работе;

- с учителями;

- с руководителями;

- с партнерами;

- с подчиненными;

- с соседями;

- с другими людьми.

 

Взаимоотношения с партнером

- как и где знакомиться;

- о чем разговаривать, как себя вести;

- как общаться, когда все хорошо;

- как общаться, когда все плохо;

- что позволительно в отношении себя и партнера, а что нет;

- как решать конфликты.

 

Социальная самореализация

- Когда и как выбирать профессию, сферу своей профессиональной деятельности.

- Как изменить сферу своей деятельности.

- Как выбирать место обучения.

- Как выбирать место работы.

- Как выбирать начальника, коллег и подчиненных.

- Как самому оценивать свои возможности и достижения.

 

Нравственно-этическая сфера

Необходимо разбираться в понятиях нравственности и этике. Это не значит, что вы в них разберетесь целиком и окончательно, но нельзя их замалчивать от самого себя, надо постоянно поднимать для себя подобные вопросы и искать ответы до тех, пор, пока они вас не удовлетворят. К таким вещам относятся:

- уважение и самоуважение;

- дружба, вражда;

- предательство;

- зависть;

- подлость;

- ненависть;

- злость, раздражение;

- обида;

- психологические и физические границы;

- альтруизм и бескорыстие, помощь другим;

- отношение к деньгам;

- материальный и социальный статус;

- богатство, бедность;

- успех, успешность;

- отношение к добру и злу;

- глупость и умность;

- счастье и несчастье;

- здоровье и болезнь;

- сила воли;

- стыд;

- и многое другое.

 

Духовная самореализация

В подавляющих случаях это важный момент, который человек однажды отложил в сторону, потому что ему так сказали сделать. И этот важный вопрос «завис», и теперь с немым укором мешает жить. Совершенно не важно, какой человек веры или конфессии, важно лишь, как и в предыдущем случае, возвращаться к вопросам Бога, религии, веры и всему, что вы можете посчитать связанным с этим. Рассуждения могут давать дополнительные вопросы, но постепенно помогать как-то определять для себя важные смыслы жизни – это помогает найти свое предназначение, а это, в свою очередь, очень важно для счастливого восприятия жизни.

 

 

3 шаг

К сожалению, некоторые особенности качеств характера людей с РПП крайне мешают зависимым двигаться в направлении самообучения новому взгляду на жизнь и новым навыкам, поэтому параллельно с обучением приходится уделять добрую часть времени на корректировку именно этих качеств. К ним относятся такие вещи как:

- чувство вины;

- перфекционизм;

- неумение доверять ни себе, ни другим;

- страх ошибок;

- обесценивание;

- негативизм;

- негибкость мышления;

- отсутствие терпимости и толерантности;

- отсутствие терпения;

- отсутствие поступательности;

- неумение расставлять приоритеты;

- неумение составлять план действия и следовать ему;

- сравнение себя с другими;

- паникерство;

- неумение рассуждать, отсюда – неумение грамотно анализировать (ситуацию, слова других людей и т.д.);

- и другое.

 

По сути, если взглянуть шире, мы увидим многие из этих качеств личности у детей и у младших подростков. Именно поэтому я часто говорю о том, что при РПП происходит регресс личности до детского уровня, так как даже те, кто обладал некоторыми из этих качеств ранее, в силу разных обстоятельств, часто сопутствующих развитию пищевой зависимости, теряют их, возвращаясь таким образом на стадию детей или подростков младшего возраста.

С другой стороны, по этой же причине, становится очевидным, что другого варианта исправления ситуации нет, кроме как взросления, предполагающее освоение именно этих навыков работы сознания, наличие, которых и помогает решать жизненные трудности любого уровня (в то время как их отсутствие возвращает к определению того, что такое зависимость, см. выше).

 

 

4 шаг

Снятие психологических блоков, вызывающих нежелание быть здоровым человеком, которые, вызваны тяжелыми психологическими ситуациями в прошлом.

 

 

Сложность

 

Обучаясь грамотному решению всех обозначенных выше моментов, человек неизбежно начнет отходить от «порочного круга зависимости», просто потому, что он ему будет все меньше и меньше нужен. Однако в начале пути две основные проблемы мешают двигаться в этом направлении:
 

Невозможно понять, за что браться первым делом, потому что, с одной стороны, ситуация настолько запущена, что буквально «все сыпется из рук», кажется, что ничего не получается из того, что предлагает психолог, с другой стороны –краеугольные камни, провоцирующие зависимость больше всего у всех разные, требуется некоторое время, чтобы распознать, за что именно надо браться первым делом. По этим причинам нет иного пути, как начать двигаться сразу в трех-четырех направлениях одновременно, только делать это надо очень маленькими шагами. Но один из этих шагов обязательно должен быть посвящен работе с телом, так как это основополагающая база любого человека. Однако при этом не с едой (у этого есть много причин, но сейчас не об этом).
 

Вторая проблема – это качества личности пищевых зависимых из 3-го пункта. Они мешают человеку двигаться в нужном направлении, тормозя и саботируя работу. Из-за этого консультации могут выглядеть хаотично. Часто клиенты говорят: «Я не понимаю, куда мы движемся. У вас вообще есть план?»

На сколько я могу судить, с точки зрения клиента это выглядит примерно следующим образом:
 

а) На первой консультации человек с РПП и говорит: скажите, что делать, я готов на все, лишь бы выбраться.

б) Психолог объясняет (на сколько это можно объяснить на одной консультации), дает первые упражнения или задания.

в) Через 3-4 занятия, в силу обозначенных качеств характера, зависимый сильно расстраивается и утверждает, что ничего не получается, и фактически саботирует, отказывается выполнять упражнения и дальнейшие шаги (они кажется ему бессмысленными, бесполезными, неработающими для него и т.п.). разговоры с психологом тоже начинают казаться бессмысленными.

Однако психолог видит, что на самом деле происходит, что именно мешает человеку. Поэтому, вместо дальнейших конкретных шагов по движению вперед, он переключается на работу с корректировкой качеств человека, которые ему мешают (но которые он сам в себе не замечает), он вынужден добавлять работу в общую схему выздоровления. И на это уходит примерно 85-90% всего времени консультаций. Из-за этого консультации могут выглядеть хаотичными и, казаться, что психолог двигается наобум. Но это не так. Обычно он удерживает генеральную линию, но видит, что пока приходится продвигаться очень медленно, решая вопрос более насущный, который в числе прочего мешает дальше работать более продуктивно. В этом, кстати, заключается одна из особенностей психологов, которые специализируются на работе с РПП – они отлично видят и понимают эту ситуацию, у них есть терпение это преодолевать вместе с клиентом, и при этом четко удерживают общее направление психологических консультаций, которые ведут к выздоровлению.


Здесь стоит упомянуть, что именно из-за этих проблем одним из самых продуктивных вариантов выздоровления и реабилитации РПП – это следующий: примерно месяц проживания в центре профилактики и поддержки при РПП, а затем амбулаторное посещение такого центра несколько раз в неделю в течении примерно 6 месяцев.

Самое важное, что должно быть в таком центре:

1) для стационарных клиентов – каждый день, а для амбулаторных – пару раз в неделю – телесно-ориентированные групповые занятия (например, йогой), с последующим объяснением, обучением наблюдению и анализу того, что происходит с телом человека.

2) 2-4 групповые встречи, каждая из которых посвящена ключевым вопросам Обучения (2 шаг) на темы: Общение, Социальная реализация, Морально-этические нормы.

3) Раз в неделю индивидуальная консультация с психологом, в основе которой лежит работа с личностными качествами, провоцирующими РПП и его продолжение, а также индивидуальным вопросам.

 

Во всяком случае, мой личный опыт приводит меня именно к такому видению качественной работы с РПП, и  именно такие варианты лечения на сегодняшний день являются самыми действенными в Европе, США и других странах.

 

В нашей стране крайне мало подобных вариантов лечения РПП, поэтому я рекомендую зависимым самостоятельно найти и посещать даже не связанные одной идеей: психолога по РПП, пару групповых терапий, в которых бы обсуждались описанный выше темы, и занятия по телесно ориентированной терапии.

 

 

 

 

__________________________________________________

 

При воспроизведении материалов сайта, пожалуйста, ссылайтесь на сайт psyhealth.ru